Православная детская книга: через тернии к читателю
Православная детская книга: через тернии к читателю

Православная детская книга: через тернии к читателю

11.03.2013

Круглый стол, посвященный детской православной книге, прошел 10 марта в исторической резиденции Московских митрополитов. Заместитель управляющего делами Московской Патриархии, настоятель храма пророка Илии в Черкизове архимандрит Савва (Тутунов), генеральный директор издательства «Даръ», член Издательского совета Русской Православной Церкви, член правления Ассоциации книгоиздателей России Георгий Гупало, заведующая отделом духовно-просветительских изданий Издательства Московской Патриархии Татьяна Тарасова;  генеральный директор издательства «Никея» Николай Бреев, генеральный директор издательского дома «Димитрий и Евдокия» Александр Гурболиковшеф-редактор детской книжной серии «Настя и Никита» (приложение к журналу «Фома») Алина Дальская, другие представители издательского сообщества в общении с прихожанами и гостями Илиинского прихода обсудили наиболее острые вопросы, встающие перед теми, кто выпускает детскую литературу сегодня.

На встрече присутствовали как взрослые, так и юные читатели. Предварила ее ярмарка-презентация православных книг для детей и семейного чтения.

Георгий Гупало: «Каждая четвертая книга - детская»

Открывая встречу, Георгий Гупало, генеральный директор издательства «Даръ», рассказал о кризисе книжной отрасти: «Спад ежегодно составляет от 8 до 15 процентов. Сокращается не только количество выпускаемых, но и количество продаваемых книг». Одна из причин данной ситуации, по его мнению, - падение интереса к чтению. «Европейские страны, США, Китай уделяют огромное внимание пропаганде чтения, проводятся всевозможные мероприятия, чтобы сократить падение интереса к нему, - отметил Г. Гупало. - Поддержка происходит на государственном уровне. У нас такого нет».

Между тем, детская книга составляет около 24 процентов от общего количества выпускаемых книг, напомнил выступавший, однако основную часть детской литературы составляют учебные пособия и прикладная литература, а вот художественных книг гораздо меньше.

Георгий Гупало считает, что винить в непопулярности печатных книг электронные гаджеты, получившие распространение в последние годы, неправильно: «Я встречался недавно с ведущими иностранными книготорговцами, все говорят, что в последние годы в США наметился бурный рост именно бумажной книги. То есть нам здесь внушают, что все переходят на “цифру”, а американские дети практически не читают электронных книг! Прирост в детской и подростковой книге (у нас «подросткового» сегмента практически нет) составляет порядка 20 процентов в год! То есть у нас падение 15 процентов, а у них - 20 процентов рост».

Иллюстрируя популяризацию чтения на западе Георгий Гупало привел примеры из жизни Великобритании. Оказалось, что в этом году компания Макдоналдс решила вкладывать в детский обед «Хеппи мил» не игрушки, а познавательные книжки. За год таким образом планируется распространить 14 миллионов книг.  Первый четверг марта в Великобритании - Международный день книги. В его рамках проводятся круглые столы, встречи с авторами, издателями и иллюстраторами детской книги. В этом году трансляция мероприятий шла не только в Интернете, но и в кинотеатрах, которые посетило около 800 000 детей. Передачу о книгах на английском телевидении ведет известный футболист Дэвид Бэкхем, пропагандируя чтение как занятие для успешных  современных людей.

Конечно, в нашей стране о такой поддержке книгоиздатели могут только мечтать. Согласно прогнозам, в этом году и в ближайшие годы мы будем по-прежнему наблюдать упадок продаж детской литературы. Георгий Гупало назвал три фактора, негативно влияющие на данную ситуацию. Среди них – сложная демографическая ситуация, положения законодательства, предполагающие усиление государственного контроля, в частности, вопросы, связанные с получением обязательной маркировки возраста ребенка, начина с которого он может ее читать, а также уплотнение конкурентного фона как следствие демпинговой игры, что ставить в очень сложное положение относительно небольшие издательства.

Высокие цены – также причина уменьшения популярности бумажной книги. В регионах средняя цена детской книжки 142 рубля, в Москве - 335 рублей, что для немалого числа семей является значимой тратой.

Татьяна Тарасова: «Детская книга – это праздник»

Татьяна Тарасова, заведующая отделом духовно-просветительских изданий Издательства Московской Патриархии, смотрит на рынок детской литературы более оптимистично. Она считает, что по сравнению со светским рынком тенденции православной литературы более устойчивы и перспективны. «Как покупали качественные книги нашего издательства, так и продолжают покупать», - рассказала она.

«С одной стороны, хочется издавать дешевую книгу, - размышляет Татьяна Александровна, - с другой стороны, современный читатель очень разборчив. Нужна яркая  красивая подача, так как книга всегда была в менталитете нашего народа праздником. Если книга издана хорошо, даже небогатые родители ее купят в подарок своему ребенку».

Детство – определяющий период жизни, считает Татьяна Тарасова. Именно в детском возрасте надо напитать душу живыми христианскими образами. Тогда подрастающий человек сможет противопоставить себя ненужной пропаганде и агитации внешнего мира, станет жизнеспособным.

Православная детская литература должна, по мнению сотрудницы издательства Московской Патриархии, связывать повседневную жизнь с сакральной. Также она поможет научить ребенка начаткам веры: например, Библия для детей гораздо доходчивее, чем «взрослая».

Алина Дальская: «Современные детские писатели почти никому не известны»

Шеф-редактор детской книжной серии «Настя и Никита» (приложение к журналу «Фома») Алина Дальская подчеркнула, что «детским книгоизданием занимаются в нашей стране исключительно энтузиасты». Как и Георгий Гупало, она говорит, что ситуация в отрасли «ужасна». Однако серия «Настя и Никита» чувствует себя на рынке уверенно. Секрет – публикация новых произведений современных авторов и высокие (около десяти тысяч экземпляров) тиражи, снижающие себестоимость книги.

«Мы появились при поддержке журнала «Фома» как энтузиастский порыв родителей, чьим детям нечего было читать. Все советские книги были прочитаны, немногочисленные современные тоже», - рассказала Алина. Так сформировалась направленность «Насти и Никиты»: никаких переизданий, никакой переводной литературы, только новые российские авторы и иллюстраторы».

В итоге эта книжная серия стала своеобразной «кузницей кадров»: «Современные детские писатели почти никому не известны, а молодые авторы очень нуждаются в сотрудничестве с хорошим редактором. Мы стараемся новых авторов холить, лелеять. У нас для них создана литературная студия, а также проводится конкурс, по итогам которого авторы получают возможность опубликовать книгу». Возможность публикации – очень щедрая награда, подчеркнула она, рассказав, что в последний раз на конкурс прислали около 600 произведений, из которых для публикации отобрали 10.

К работе привлекают и людей с известными именами, - таких как знаменитый дрессировщик  Эдгард Запашный, также предполагается выпустить специально написанные для этой серии детских познавательных книг произведения первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, полярника Артура Чилингарова.

Кстати, книги серии «Настя и Никита» адресованы не только православным - это прежде всего книги, интересные всем детям, но написанные сквозь призму православного мировоззрения.

Главное предназначение книги, по мнению Алены Дальской – развивать воображение, фантазию: «Мы не можем со стопроцентной гарантией вложить в ребенка те истины, которые нам бы хотелось. Но мы можем научить его искать эти истины». Кроме того, если «Анну Каренину» можно посмотреть в кино (хотя все равно это не будет адекватной альтернативой чтению романа), то вряд ли можно надеяться, что когда-то будут экранизированы духовные произведения, так что навык чтения иметь просто необходимо - тогда в момент исканий ребенок сможет обратиться к многовековому христианскому опыту.

Николай Бреев: «Детская литература – это попытка изменить негативный тренд»

Генеральный директор издательства «Никея» Николай Бреев предлагает различать вероучительную литературу, молитвословы и просто хорошие детские книги, пусть и написанные с христианских позиций. Термин «православная литература» он считает некорректным. Миссией своего издательства Н. Бреев называет выход на светское пространство книжного рынка.

Перед «Никеей» также остро встает проблема поиска авторов. Как и Алена Дальская, Бреев считает, что могут помочь конкурсы со значимыми призами, а также общий перелом ситуации с гонорарами – их должно хватать на жизнь, чтобы писатель занимался творчеством и не должен был работать для того, чтобы выжить, а литературным творчеством заниматься урывками.

С другой стороны, генеральный директор «Никеи» отметил стабильный интерес к православной литературе: хорошо продаются книги Людмилы Дунаевой, а книга Ксении Лученко «Матушки» о женах священников стала просто «хитом» издательства. По его наблюдениям, интерес к биографиям и журналистике выше, чем к вероучительной литературе. С другой стороны, только в одном интернет-магазине издательству удается распространять около 700 молитвословов в месяц.

«Это очень тонкое смешение, - размышляет Николай. – Можно сказать «людям это не нужно», а можно сказать, что мы пока не умеем это до людей донести, еще не умеем продвигать».

Представители издательств познакомили собравшихся со своими книгами и ответили на вопросы.

По ряду тем между участниками завязались серьезные дискуссии. Например, очень разнообразные взгляды были представлены по проблеме распространения православных детских книг. Так, генеральный директор издательского дома «Димитрий и Евдокия» Александр Гурболиков выступил с идеей создать сеть тематических книжных лавок. Обсуждалось, должны ли книги православных издательств присутствовать на полках больших книжных магазинов: там православная литература может оказаться в неудобном «соседстве» с книгами, в которых содержатся противоречащие православному мировоззрению идеи, но в то же время как иначе о православной альтернативе таким изданиям смогут узнать обычные покупатели? Также говорилось о необходимости расширять ассортимент книжных лавочек на приходах, и о проблемах, которые встают на этом пути. Участники дискуссии также коснулись таких вопросов, как визуальная подготовка детских изданий,  частности, каковы должны быть в этих книгах иллюстрации. Они говорили о том, не следует ли выверить заново советские переводы классической детской литературы, из которых в идеологических целях когда-то были изъяты все упоминания о Боге и Церкви, а также о том, как воспитать новых православных детских авторов и художников-иллюстраторов.

В заключение встречи православные издатели передали в дар библиотеке Илиинского прихода набор выпущенных ими детских книг.

Мария Хорькова


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Яндекс.Метрика