Развитие технологий не должно сужать границы свободы человека

08.02.2013 Развитие технологий не должно сужать границы свободы человека

Все мы стали в последние годы свидетелями взрывного роста и развития цифровых технологий, их проникновения в самые различные сферы жизни – от образования и системы распространения информации до медицины. Не остаются в стороне и государственные структуры, которые уже некоторое время назад стали использовать при выполнении своих функций новые возможности, которые появились вследствие «цифровой революции». Уже не первый год  немалое число людей выражает серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. В числе тех, кто видит опасность в подобном развитии событий, есть  и чада Русской Православной Церкви.

Впервые подобная обеспокоенность выплеснулась наружу в связи решением о введении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). 19-20 февраля 2001 года данный вопрос рассматривался VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».

По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви».

Освященным Архиерейском Собором, который  прошел в Москве 2-5 февраля 2013 года, был принят документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета иобработки персональных данных».

Как отмечается в документе, Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник, послушав повеление кесарево, чтобы пошли все записываться, каждый в свой город (Лк. 2: 3), направились в Вифлеем, где и был рожден Спаситель мира. С давних времен власть проводила переписи населения, выдавала документы, удостоверяющие личность. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций.

При этом, не оправдывая тех, кто уклоняется от гражданских обязанностей или имеет преступные цели, Церковь защищает право граждан жить в обществе в соответствии со своими убеждениями и принципами и поэтому участвует в дискуссии о методах учета граждан.

Документ констатирует, что «проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учетом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться». В связи с этим участники Собора высказали убеждение в необходимости продолжить богословское, нравственное и гражданское осмысление этих проблем. Обоснованной названа распространяющаяся в обществе тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам, поскольку использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать перемещения, покупки, расчеты, прохождение медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь.

Уже сейчас большие сомнения вызывают действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса, напоминают участники Собора.

Также указывается, что многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут. Обеспокоенность вызывает и усиливающаяся тенденция к увеличению сбора биометрических данных о человеке, а также появление имплантируемых электронных идентификационных устройств. «Вся собранная информация может не только использоваться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека, - констатировали авторы документа. -  Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека».

«Основываясь на своих конституционных правах, тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием, идентификационными номерами), - отмечается в документе.  - Многие из этих людей сообщают о нарушении их конституционных прав. Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы. В итоге формируется целый слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни».

Не считая правильным давать подробный анализ причин отказа каждой конкретной группы людей от каждого конкретного технологического новшества, Собор высказал убеждение, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными, поэтому те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями. Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека», - говорится в документе.

В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинскую помощь, семью, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан по данному вопросу, поэтому высказала убеждение в том, что ограничение прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных недопустимо.

«Согласие граждан на использование средств электронного учета должно сопровождаться обязательным разъяснением всех последствий принимаемого решения, - напоминают участники Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. - Гражданам, желающим использовать эти средства, необходимо гарантировать доступ к информации о содержании электронных записей, равно как и возможность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено установленными законом требованиями общественной безопасности. Следует гарантировать и, если необходимо, усилить ответственность за утечку или ненадлежащее использование персональных данных». При этом, по мнению Собора, выдаваемые государством документы не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца документа, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих.

Как было отмечено, Церковь осуществляет диалог по этим вопросам с органами власти России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, государств Средней Азии и других стран, добиваясь учета и понимания позиции верующих.

Особо важным названо соблюдение принципа добровольности при принятии любых идентификаторов, чтобы у людей оставалась возможность выбора традиционных методов удостоверения личности и такой выбор не предполагал их дискриминации в тех или иных вопросах. Собор призвал власти государств канонического пространства Русской Православной Церкви придерживаться данного принципа в целях соблюдения конституционных прав граждан. В случае принуждения граждан к принятию подобных средств и дискриминации, связанной с их непринятием, Собор предлагает этим людям обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества.

«Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов, - говорится в документе. - Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни,  наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14)».

При этом Освященный Архиерейский Собор напомнил о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики, восхищают право выносить от лица Церкви определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни, - такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой.

Собор призвал клириков, монашествующих и всех верных чад Святой Церкви проявлять в данных непростых вопросах духовную зоркость и христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что «принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и сохраняет верность церковному единству».

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Яндекс.Метрика