Рукотворное отражение в зеркале времени

10.03.2014

Современному человеку, который с помощью телефона, планшета или, что гораздо реже, фотоаппарата привык фиксировать едва ли не каждый миг своей жизни, сложно представить себе, как можно было в прежние времена без этих устройств «остановить мгновение», оставив его на память себе и, если повезет, потомкам. Впрочем, с давних пор мы имеем множество отпечатков времени, оставленных нам художниками, и для многих их произведения близки в том числе тем, что, помимо лиц, пейзажей, зданий на картинах можно увидеть и отблеск характера, разума, души живописца.

До нас дошло много картин с изображениями монастырей и храмов; некоторые из них сейчас выглядят иначе, многие окружены современной застройкой, а каких-то храмов уже нет. Давайте сравним, как видели эти святыни известные художники, и какими они предстают взору наших современников.


1.jpg

Василий Поленов «Московский дворик»

Такой вид был из окна квартиры в доме на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков, которую художник снял по переезде из Петербурга. В небольшом отдалении видна церковь Спаса на Песках.


2.jpg

Борис Кустодиев «На Волге пейзаж с Преображенско-Казанской церковью. Романов-Борисоглебск»

Эта церковь расположена на береговом склоне, почти у самой воды. Нижняя часть дамбы и фундамент храма поставлены на валунах, которые специально для этой цели обязаны были привозить владельцы судов, грузившихся и разгружавшихся в Романове. Построена Преображенско-Казанская церковь на месте утраченного деревянного храма XIV века, входившего в ансамбль Романовского Казанского женского монастыря.

Шатровая колокольня стоит на горе отдельно от храма. Под ней погребен юродивый Онуфрий, издавна почитаемый горожанами; нижнее помещение звонницы превращено было в часовню, где 12 июня ежечасно в день памяти Онуфрия Великого совершалась по юродивом панихида.


3.jpg

Федор Алексеев «Соборная площадь в Московском Кремле»

Этот художник − первый в истории русской живописи мастер городского пейзажа. Его кисти, в частности, принадлежит целый цикл картин и акварелей с видами старой Москвы, написанный в 1800 году по просьбе императора Павла I. Он запечатлел множество московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом – стены, храмы, дворцы и другие строения Кремля.


4.jpg

Федор Алексеев «Красная площадь в Москве»


5.jpg 

Александр Морозов «Выход из церкви во Пскове»

На картине запечатлены прихожане, выходящие после литургии из псковского храма Варлаама Хутынского на Званице. Местность эта издревле была известна как «Варлаамовский край» − еще в XV веке здесь стояла деревянная обетная церковь во имя хутынского подвижника, поставленная в память избавления города от страшного мора. Впоследствии вместо нее выстроили каменный храм. В октябре 1615 года во время штурма Пскова войсками шведского короля Густава-Адольфа духовенство совершало молебны на паперти храма − и яростная атака на Варлаамовские ворота захлебнулась.

Во время атеистических гонений храм преподобного Варлаама был закрыт не сразу – он действовал до начала 40-х годов. Перед войной в нем открыли кинотеатр, а во время оккупации немцы ремонтировали в храмовом здании свои мотоциклы. После войны Варлаамовская церковь в числе немногих псковских храмов вновь стала действующей.


6.jpg 

Иван Шишкин «В Крыму. Монастырь Косьмы и Дамиана под Чатырдагом»

Космо-Дамиановский монастырь был основан в 1857 году  возле целебного источника Савлух-Су  у подножия горного массива Чатырдаг в Крыму.


7.jpg 

Николай Маковский «Вид от набережной Москвы-реки на храм Христа Спасителя и Каменный мост»

 

8.jpg

Николай Маковский «Вид церкви села Дьякова в Коломенском близ Москвы»

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (XVI в.) сейчас относится к Коломенскому музею-заповеднику. Состоит она из центрального восьмигранного столпа высотой 34 метра, с разных сторон к нему примыкают четыре башнеобразных придела.


9.jpg 

Василий Перов «Тройка»

Казалось бы, где на этой всем известной картине, изображающей промокших до костей детишек, тянущих за собой санки с огромным баком воды, можно увидеть храм? Однако известно ее точное «место действия» − у стен Богородице-Рождественского монастыря, на очень крутом подъеме по пути от Петровского бульвара к Рождественскому.  

Богородице-Рождественский женский монастырь — одна из древнейших женских обителей Москвы, до революции известная, в том числе, и своей благотворительной деятельностью. Характерное навершие башенки монастырской стены, которое изобразил художник, можно увидеть и сейчас. В 1922 году монастырь был закрыт, возрождение в нем монашеской жизни произошло в начале 90-х годов.


10.jpg 

Алексей Саврасов «Новодевичий монастырь»

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь, основанный в 1524 году, был не только известной женской монашеской обителью, где принимали постриг женщины из царской фамилии и знатных боярских родов, но и важной частью южного оборонительного пояса Москвы. Соборный храм монастыря построен по образцу Успенского собора Кремля.

В 1922 году обитель закрыли, с 1934 года монастырский комплекс стал филиалом Государственного исторического музея. В год Великой Победы Успенский храм был возвращен Церкви, а с 1964 года и по сей день при нем находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского. Два десятилетия назад в этих стенах вновь появилась женская монашеская община.

 

11.jpg

Михаил Гермашев «Улица Арбат»

Запечатленную художником церковь Николы Явленного сейчас можно увидеть только на картинах и старых фотографиях – храм уничтожили в 1931 году.


12.jpg

 Филипп Бенуа «Меншикова башня»

Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меньшикова башня) − самое раннее из сохранившихся в Москве зданий петровского барокко. Она была построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова − сподвижника  Петра I, генерал-фельдмаршала  и первого генерал-губернатора Санкт-Петербурга.

С 1948 года в храме размещается Подворье Антиохийской Православной Церкви.


13.jpg

Иван Шишкин «Валаам»

Вдали на картине виднеются купола Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря, именуемого издревле «Северным Афоном».


14.jpg

 Константин Коровин «Москворецкий мост»

На картине, написанной в 1914 году, сразу за мостом можно увидеть Никольскую церковь, которая исчезла с лица Москвы в 30-х годах.


15.jpg 

Алексей Саврасов «Грачи прилетели» 

Портал «Приходы» уже писал о храме Воскресения Христова в деревне Молвитино, на родине Ивана Сусанина. Именно эту церковь можно увидеть на знаменитом весеннем пейзаже Саврасова (впрочем, местоположение ее художник в своем произведении изменил). В советские годы храм был отобран у верующих и использовался для хозяйственных нужд, потом в нем открыли музей подвига Ивана Сусанина, который занимает здание поныне.


 16.jpg

Исаак Левитан «Над вечным покоем»

На картине легко узнать окрестности озера Удомля близ Вышнего Волочка, а вот храма такого там нет, да и не было, − художник нарисовал на высоком берегу деревянную церковь, которую видел в Плесе.


17.jpg

Исаак Левитан «Тихая обитель»

В картине соединились черты сразу двух монастырей: прототипами «Тихой обители» называют Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом и Кривозерский монастырь рядом с Юрьевцем на Волге. Последний в середине прошлого века попал в зону затопления Горьковского водохранилища.


18.jpg

Василий Суриков «Боярыня Морозова»

Действие на этой знаменитой жанровой картине происходит рядом с Чудовым монастырем, в первые годы советской власти полностью стертым с лика престольного града. Далее по пути следования дровен с увозимой в заточение боярыней в дымке виден купол приходской церкви – по мнению искусствоведов, художник изобразил храм святителя Николая в Новой слободе.

Каменный храм на этом месте был построен в конце XVII века. В начале 1930-х годов Никольская церковь была захвачена обновленцами. А после того, как через несколько лет храм закрыли, его занял антирелигиозный музей и к церковному зданию был пристроен корпус для размещения экспозиции. В 1947 году строение было передано студии «Союзмультфильм».

Мы сейчас сможем увидеть только почерневшую от времени колокольню без купола и креста, она и сегодня является крупной вертикальной доминантой окружающей застройки. Возможно, храм все-таки удастся восстановить: в прошлом месяце стало известно, что студия переедет из церковного здания в подобранное для нее Министерством культуры помещение.

 Наталия Бубенцова

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика