Десять известных Николаев: от святителя до страстотерпца

19.12.2014 Десять самых известных Николаев

 19 декабря в Русской Православной Церкви отмечают день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Праздник приурочен ко дню преставления святого, умершего около 345 года. Само имя Николай имеет греческие корни и переводится как «победитель народов». Сегодня трудно сказать, кто был первым Николаем, однако мировая история показала, что те, кто носил это имя, так или иначе, возможно, сами этого не желая и не стремясь к славе и известности, покоряли народы, страны, умы, души и сердца людей. Вот лишь десять примеров самых известных Николаев. Не удивительно, что большинство из них пришлось на Россию. Ведь издревле младенцев мужского пола зачастую называли в честь самого почитаемого на Руси святого − святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.


Святитель Николай Мирликийский (ок. 270 — ок. 345)

святитель Николай 

Его называют Николаем Угодником, Николаем Чудотворцем или просто святителем Николаем. Этот святой почитается как западными, так и восточными христианами, сосбенно же велико его почитание у славянских народов.

О жизни архиепископа Мир Ликийских известно немногое. Он родился в греческой колонии Патара (Малая Азия) в III веке в семье состоятельных христиан. С детства юноша получил превосходное образование. Особо он преуспевал в изучении Священного Писания. Свидетели его отрочества утверждали, что юноша днями напролет не выходил из храма, а ночи посвящал молитвам и чтению духовных книг. Видя искреннюю веру мальчика, его дядя – епископ Николай Патарский − сделал его сначала чтецом в храме, а потом возвел и в сан священника. После смерти родителей святитель Николай унаследовал все их состояние, но отдал его на нужды бедных. Молодые годы Николая Угодника пришлось на трудное для христиан время. Правившие в тот период римские императоры Диоклетиан и Максимиан издали эдикты, согласно которым последователи учения Иисуса Христа систематически преследовались по всей империи. Несмотря на гонения, святитель Николай никогда не скрывал своей веры и религиозных убеждений − напротив, гордился своей принадлежностью к христианам. Ему, кстати, приписывают разрушение нескольких языческих храмов, а также участие в первом Вселенском Соборе.

Уже при жизни святой славился как умиротворитель враждующих, как защитник оклеветанных, избавлявший их  от участи невинно осужденных.

Еще будучи молодым человеком, Николай отправился учиться в Александрию. Согласно одному из преданий, во время своего путешествия он воскресил сорвавшегося с корабельной мачты и разбившегося насмерть моряка.

Есть также предание о том, что святой помог трем бедным девушкам, тайком оставив им деньги на приданое. Эта легенда в западной традиции позже переродилась в фольклорный сюжет о добром сказочном Санта-Клаусе, который под Рождество обязательно дарит детишкам подарки. Прообразом Санта-Клауса, конечно же, стал святой Николай Мирликийский.


Николай Коперник (1473-1543)

Николай Коперник 

Искусный  врач, доктор богословия, экономист, математик… Однако в историю  он вошел как астроном и  автор гелиоцентрической системы  мира. Еще один Николай, на этот  раз Коперник, родился в 1473 году  в тогда уже польском городке Турони. Будущий без преувеличения эрудит рано лишился родителей и, как и святитель Николай, был воспитан дядей – каноником Лукашем Ватценроде. Несмотря на то, что в годы обучения в Краковском университете ему с одинаковой легкостью давались такие непростые предметы, как математика, медицина и богословие, особое внимание ученого привлекала астрономия. Правда, по окончании университета, не получив ученого звания, Коперник было решил посвятить себя Церкви и духовной карьере, не без помощи дяди был даже заочно назначен каноником в епархии Вармии.

Ирония заключается в том, что несколькими десятилетиями позже Католической Церковью Николай Коперник был объявлен чуть ли не еретиком; почти два века его труды были запрещены. «Я предпочитаю довольствоваться тем, за верность чего могу поручиться», − не однажды утверждал Коперник.

Новая астрономическая система и малопонятная тогда еще модель мира вызревали в его сознании несколько десятилетий. За это время он прошел через войну, показал мужество и героизм, менял государственные посты и род деятельности. Но все это время он пристально вглядывался в звезды и изучал небо. Его опровержение теории древнегреческого ученого Клавдия Птолемея о неподвижности Земли в самом центре Вселенной стала сенсацией тех лет. А утверждение, что Земля − лишь одна из планет, которые вращаются вокруг Солнца, вызвала и восхищение, и ропот.

Католическая Церковь поначалу благосклонно отнеслась к теории Коперника и его гелиоцентрической астрономии. Однако некоторые епископы увидели в ней опасность для религии. По запросу инквизиции труд «О вращении небесных тел», который так мечтал при жизни увидеть ученый, был исследован теологической комиссией и признан опасным, а потому запрещен. Самым известным последствием нарушения этого запрета стал инквизиционный суд над последователем Коперника – Галилео Галилеем,  которому приписывается фраза: «И все-таки она вертится». Из римского Индекса запрещённых книг труд Николая Коперника был исключен лишь в 1835 году.


Николай Тургенев (1789-1871)

 Николай Тургенев

В историю России он вошел как русский государственный деятель, декабрист и экономист. Выходец из дворянской семьи Николай Тургенев получил превосходное образование и ему прочили прекрасную карьеру в высшем обществе. В 23 года он уже занимал пост русского комиссара административного департамента союзников в Германии, где закончил Геттингенский университет. А тремя годами позже стал помощником статс-секретаря Государственного совета Российской империи.

Длительное пребывание в Европе сформировало у него критическое отношение к тогдашней российской реальности и повлияло на его мировоззрение, в частности, на мнение по крестьянскому вопросу. Кстати, крестьянская реформа, которую он провел в собственном имении, послужила для его близкого друга Александра Пушкина образцом для описания тех преобразований, которые провел Евгений Онегин в своей деревне.

Свое мнение по поводу крепостного права в России Николай Тургенев изложил в книге «Опыт теории налогов». Труд, появившийся в 1818 году и имевший небывалый успех в России, в 1825 году был запрещен к прочтению и распространению. Экземпляры разыскивались и уничтожались. Виной этому стало декабристское восстание, к которому Николай Тургенев был причастен, хоть сам и не участвовал в нем.

Все началось с «Союза Благоденствия», членом которого Тургенев стал в 1820 году. Знакомство с Пестелем и долгие споры о том, что лучше для России − монархия или республика, повлияли на взгляды молодого человека. Позже, когда появилось Северное общество декабристов, Николай Тургенев также стал его активным членом, хотя позже и отрицал какое-либо свое участие в тайных обществах. Именно благодаря его присутствию и участию в Северном обществе декабристов появился обдуманный план государственных преобразований. В частности, обязательными условиями были свобода печати, свобода богослужения, уничтожение владения крепостными людьми, равенство всех граждан перед законом, отмена военных судов, предоставление права каждому из граждан избирать род занятий, уничтожение рекрутской повинности и военных поселений и много другое.

О том, что он привлечен к следствию по делу декабристов, Николай Тургенев узнал, находясь в Лондоне. Несмотря на то, что к 1825 году этот человек уже остыл к революционным преобразованиям, разгневанному императору Николаю Первому было достаточно и того, что Тургенев когда-либо участвовал в тайных обществах. Постановлением Верховного суда он был заочно приговорен к смертной казни, лишен чинов и дворянства. Правда, император позже помиловал его, заменив смертный приговор вечными каторжными работами. От уготованной участи его спасло только то, что он находился за границей, а влиятельные друзья отказались выдать его России. Так Николай Тургенев стал одним из первых русских политэмигрантов.

В разлуке с Родиной он прожил почти полвека, но ни на миг не забывал о ней. За границей Тургенев издал ряд трудов, посвященных России и его видению необходимых для страны реформ. Был амнистирован императором Александром II с возвращением чина и дворянства.


Николай Пирогов (1810-1881)

Николай Пирогов

Чудесный доктор − именно так однажды назвал его писатель Александр Куприн. Стать медиком Николай Пирогов решил с детства. Уже в четырнадцать лет он поступил на медицинский факультет Московского университета. Для этого ему пришлось прибавить себе два года, а со вступительными экзаменами Пирогов справился не хуже, а, может быть, даже лучше своих сверстников. Чтобы как-то помочь многочисленной семье, в которой было четырнадцать детей, студент вынужден был подрабатывать в анатомическом театре. Именно эта работа и выкристаллизовала его желание стать хирургом.

Окончив с отличием университет, он отправился продолжать обучение в Дерпте (ныне эстонский город Тарту), где впоследствии проработал пять лет в хирургической клинике. Здесь же защитил диссертацию, которая открыла новую страницу в истории перевязок брюшной аорты. До этого все немногочисленные попытки оканчивались летальным исходом, а последующие операции основывались на выводах и предложениях Пирогова.

Все свои научные и практические изыскания врач не только записывал, но и снабжал записи точными анатомическими картинками, что впоследствии помогало многим поколениям врачам при хирургических вмешательствах. Ринопластика, вскрытие гнойников, наложение швов, изучение анатомии артериальных стволов – это лишь малая часть того, чем занимался Пирогов.  Он был одним из первых, кто удачно провел операции с созданным в те годы наркозом.

Эфирное обезболивание помогло ему и позже, когда он был направлен на Кавказ, где во время военных действий середины XIX века оперировал раненых солдат в полевых условиях. Далее в его биографии были Крымская, Франко-прусская и Русско-турецкая войны. Причем он спасал не только русских солдат, но, бывало, оперировал и союзников и даже врагов − словом, всех, кто нуждался в его помощи, знаниях, квалификации и внимании.

Количество операций, которые Николай Пирогов совершил за 71 год своей жизни, трудно сосчитать. Скромный врач, который лечил бедных и студентов бесплатно и даже сам помогал этим людям финансово, он никогда не гнался за славой и известностью, однако вклад Пирогова в медицину и анатомию трудно переоценить. Он не только превратил хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного вмешательства, но и спас тысячи жизней, придумал несколько уникальных и эффективных методов оперативного вмешательства, впервые в истории медицины применил гипсовую повязку... Кстати, именно он настоял, чтобы русские хирурги оперировали только в стерильных белых халатах.

А незадолго до смерти ученый сделал ещё одно открытие − предложил совершенно новый способ бальзамирования умерших. И первыми забальзамированными «по Пирогову» стали останки самого Николая Пирогова.


Николай Чернышевский (1828–1889)

 Николай Чернышевский

Его вопрос «Что делать?» сегодня стал риторическим. Вольнодумец, бунтарь, революционер, философ-утопист, писатель и публицист Николай Чернышевский родился в тихой семье саратовского священника. Это определило его первоначальное обучение – он поступил в духовную семинарию. Правда, по стопам отца сын решил не идти и закончил историко-филологическое отделение Санкт-Петербургского университета.

Идеи народничества и революционных преобразований можно было проследить уже в его диссертационной работе, посвященной эстетическому отношению искусства к действительности. Он отвергал «искусство для искусства» и утверждал, что оно, как и мораль, должно быть максимально приближено к народу и приносить пользу и выгоду. Первый арест и первое заключение пришлось на его 34-летие. Затем последовала каторга и ссылка в Сибирь на целых двадцать лет.

Именно во время заключения в Петропавловской крепости он написал одно из самых значительных произведений не только литературы, но и философии − роман «Что делать?». Кстати, поскольку работа шла под неусыпным контролем тюремщиков, первыми читателями романа стали они и цензоры. Последние, впрочем, увидели в книге только любовную линию и разрешили роман к печати. Тут же произведение было опубликовано в журнале «Современник», с которым Чернышевский активно сотрудничал до своего ареста. Роман «Что делать?» вызвал неоднозначную реакцию в обществе, о нем говорили все: кто-то с восхищением, кто-то с неприязнью. Допустивший оплошность цензор Бекетов был снят с должности, а выпуски «Современника» с произведением Чернышевского запретили к распространению. Несмотря на все эти меры, роман очень быстро приобрел чуть ли не мировую известность, был переведен на десяток языков. А созданные Чернышевским образы новых людей − молодых революционеров − оказали огромное влияние на радикальную российскую интеллигенцию и, прежде всего, на революционно настроенную молодежь. Утопический социалист и «разумный эгоист» Чернышевский свято верил в необходимость и победу крестьянской революции в России, которая принесет необходимое благо его стране.


Николай Пржевальский (1839-1888)

 Николай Пржевальский

Его в полной мере можно назвать покорителем народов и стран. Известный географ, натуралист, разведчик и путешественник Николай Пржевальский был потомком шляхетского рода. Его дальним предком был воин Великого княжества Литовского Корнила Перевальский − казак, который отличился в Ливонской войне.

Изначально Николай Пржевальский получил военное образование: служил унтер-офицером в Рязанском пехотном полку, затем, уже в звании офицера, в Полоцком. За одно из первых своих сочинений − «Военно-статистическое обозрение Приамурского края» − был избран действительным членом Императорского Русского географического общества. Чуть позже отправился добровольцем в Польшу для участия в подавлении Польского восстания. Занимая впоследствии должность преподавателя истории и географии в Варшавском юнкерском училище, Пржевальский изучал эпопею африканских путешествий и открытий, знакомился с зоологией и ботаникой, составил учебник географии, изданный в Пекине.

Карьеру в качестве путешественника и исследователя стран и народов он начал в 1867 году с участия в экспедиции по Уссурийскому краю и Центральной Азии. Затем были и другие походы − в Монголию, Тибет, Китай, к озеру Лобнор и в Джунгарию. Во время всех этих экспедиций ученый собрал уникальные зоологические, ботанические и минералогические коллекции. Открыл и описал свыше семи с половиной тысяч экземпляров млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных и рыб, в том числе тибетского медведя, дикого верблюда и лошадь − знаменитую лошадь Пржевальского, а также другие виды позвоночных. Собрал более 15 тысяч экзотических растений, составляющих 1700 видов. Из них − 218 новых видов и семь родов.

Несмотря на частое общение с буддистами, Николай Пржевальский до конца жизни оставался верным христианином, молился Ангелу-Хранителю. Вера зачастую спасала его в самых трудных обстоятельствах. Был в его жизни и такой своеобразный эпизод: полагая решение судьбы на Бога, он однажды выиграл в карты большую сумму, необходимую для организации одной из экспедиций. И с тех пор в азартных играх не участвовал.

В общей сложности Пржевальский во время своих путешествий преодолел расстояние в 30 с лишним тысяч километров, что немногим меньше протяженности экватора.


Николай Миклухо-Маклай (1846—1888)

 Миклухо-Маклай

Настоящим «Гражданином мира» можно назвать русского антрополога, биолога и этнографа Николая Миклухо-Маклая. Он родился в семье Миклух в 1846 году. Вторая часть фамилии появилась гораздо позже: именно так подписал молодой ученый свою первую научную статью «Рудимент плавательного пузыря у селахий», вышедшую в 1868 году на немецком языке. По одной из версий, прибавка «Маклай» − это сокращённое малороссийское Миколай (Николай), поставленное после фамилии священником в церковной книге в Гейдельберге.

Свое призвание Миклухо-Маклай искал очень долго. Сначала хотел поступать в Академию художеств, потом заинтересовался естественными науками и даже стал вольнослушателем Санкт-Петербургского университета. Однако после участия в студенческих бунтарских сходках, он был изгнан из учебного заведения. Позже, правда, ему все-таки удалось окончить юридический факультет, и мать отправила его в Германию продолжать образование. Курсы геометрии и тригонометрии, а также политической экономики в Гейдельберге, лекции по аграрному и сельскохозяйственному делу в Лейпциге, изучение медицины в Йене, где наконец-то и произошел выбор жизненного призвания.

Первая экспедиция, уже в качестве биолога, была в Италию. Потом − Ближний Восток, Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Австралия и, конечно же, Европа. Более двенадцати лет странствий. Где бы ни был ученый, он оставлял после себя яркий след, причем не только научно-исследовательский.

Он первым предложил проект создания Папуасского союза на Новой Гвинее, цель которого − противостоять экспансии европейских колонизаторов. Правда, закончилось все это колонизаций острова германцами, которые установили свой флаг прямо у хижины ученого.

Еще при жизни Миклухо-Маклая ходили легенды о его бесстрашии. Свидетели утверждали, что не однажды туземцы, недоверчиво относящиеся к белым людям, могли тыкать в него копьями, устрашать дикими криками, обступать со всех сторон. Однако ученый всегда оставался хладнокровным, чем в итоге и заслужил уважение, расположение и любовь аборигенов. Они его даже называли «Великим белым человеком» или «Лунным человеком». Правда, папуасы вовсе не считали, что гость прибыл к ним с неба, а прозвали его так из-за цвета кожи, похожим, по их мнению, на свет луны.

Путешествуя же по Африке, ученый был вынужден надеть костюм араба, побрить голову и покрасить лицо. Иначе его как белого человека в то время просто бы убили.


Николай Римский-Корсаков (1849—1922)

 Римский-Корсаков

Пятнадцать опер, три симфонии, более 50 произведений для оркестра, хора, фортепиано, а также кантаты, фуги, пьесы, увертюры, около 80 романсов… Увлекаться музыкой Николай Римский-Корсаков начал еще в детстве, и эту страсть к звуку и красоте мелодии пронес через всю жизнь, сделав ее своей профессией.

Педагог, дирижер, музыкальный критик, общественный деятель и главное – знаменитый русский композитор, он родился в 1844 году в городе Тихвине Новгородской губернии в глубоко религиозной семье. Получил домашнее образование, включающее и обучение игре на фортепиано. Свои первые музыкальные произведения он сочинил в одиннадцать лет.

Как и любой ребенок, маленький Николай грезил путешествиями. Поддерживая увлечение мальчика, родители отдали его на обучение в Морской кадетский корпус.

В шестнадцать лет он впервые познакомился с операми Россини, творениями Глинки, Бетховена, Моцарта, Мендельсона. Буквально влюбившись в произведения великих композиторов, он понял, что хочет как можно больше узнать об этом искусстве, и даже начал брать уроки игры на фортепиано у известного пианиста Федора Канилле.

Несмотря на новое увлечение, Римский-Корсаков продолжал и свою морскую карьеру. На клипере «Алмаз» он участвовал в экспедиции к берегам Северной Америки, посетил Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Служба на флоте не оставляла много времени для сочинительства, а потому будущий композитор временно отложил музыкальные экзерсисы. То, что музыка и сочинительство − его судьба и призвание, он понял лишь вернувшись на родину спустя три года.

С 1865 года из-под его пера вышли такие известные сегодня на весь мир произведения, как Первая симфония, писать которую он начал, еще будучи студентом Морского корпуса, оперы «Псковитянка», «Снегурочка», «Садко», кантата «Песнь о вещем Олеге», сюита «Шехерезада» и множество других. Активный участник Балакиревского кружка, который также известен как «Могучая кучка», он не только сочиняет свою музыку, но и помогает другим с инструментовкой и оркестровкой.

Несмотря на то, что многие его произведения носят народный и фантазийно-сказочный характер, не забывает композитор и о духовной музыке. Кстати, она стала замечательным вкладом в православное церковное пение и ознаменовала начало нового этапа в этой области. Духовные произведения Римского-Корсакова вошли в репертуар многих церковных хоровых коллективов, в том числе и Синодального хора.


Николай Бердяев (1874 - 1948)

 Бердяев

Философ  Свободы, персоналист и один из первых русских экзистенциалистов, Николай Бердяев родился в Киеве в старинной дворянской семье. Вполне в духе тех времен его, юношу из хорошей семьи, определили на воинскую службу, отдав в военное училище. Однако дух казарм и строгая дисциплина претили вольнолюбивому Бердяеву, и вопреки воле родителей он поступил на естественный факультет Киевского университета, впрочем, скоро перешел к изучению юриспруденции, а также философии и богословия.

Будучи студентом, Николай со всей страстью увлекся идеями марксизма. Его главный постулат – «бытие определяет сознание» − был близок философу, считавшему, что бытие определяет степень личной свободы. Его Бог, о котором столь часто писал и размышлял Николай Бердяев, был рожден из свободного хаоса, божественного Ничто, воплотившегося в Святую Троицу. «…Свобода не создается Богом, но коренится в Нем извечно», − утверждал философ.

В начале XX века он принимал участие в организации так называемого Союза освобождения. Еще до начала Первой мировой он был приговорен к ссылке в Сибирь, однако разразившаяся война помешала этому.

Впрочем, если по молодости Николай Бердяев и считал революцию оправданной, то увиденная в 1917 году реальность его очень скоро разочаровала. В 1922 году за неразделенные с молодой страной Советов взгляды и ценности его изгнали из России на знаменитом «философском пароходе». Сначала Берлин, потом Париж, множество удивительных и знаковых знакомств: Шелер, Кайзерлинг, Шпенглер, Мунье, Марсель, Барт. В эмиграции Бердяев остается верен своему пониманию Свободы и личности, роли творчества в ее становлении; оттачивает свою философию, совершенствует ее.

Тем не менее, назвать его книжным червем, погруженным лишь в свои размышления, нельзя. Николай Бердяев − основоположник и главный редактор журнала «Путь», идеолог Русского студенческого христианского движения, большой любитель устраивать философские чаепития у себя в Кламаре. В 1940 году, когда в Париж вошли фашистские оккупанты, 66-летний философ становится активным членом тайного «Союза русских патриотов» и, чем может, помогает французскому Сопротивлению.

Он пережил две мировых войны и одну революцию, написал несколько десятков книг и статей, значительно продвинул мировую философию, поставив ее на новый уровень. Самый известный русский философ на Западе, он долгое время был недооценен в России, которую, наверное, как никто другой, любил всем своим существом.


Святой царственный страстотерпец
император Николай
II (1868—1918)

 Император Николай II

Царь-мученик, последний император Российской империи, Николай Романов появился на свет в мае 1868 года в Царском Селе. С детских лет его готовили к неизбежной роли самодержца. Он получил превосходное образование, владел несколькими иностранными языками, изучал военное дело, право, политическую стратегию, экономику, а также филологию, ботанику, анатомию и даже минералогию.

По традиции цесаревич Николай Александрович с рождения был зачислен в Преображенский полк, где и проходил регулярную службу. В 26 лет он взошел на царский престол.

Конец XIX − начало XX века − один из самых сложных периодов в истории России. Несмотря на резкий экономический подъем, рост аграрного сектора, активное развитие индустрии, в стране ширились народные волнения. Первая русская революция 1905 года, Третьиюльский переворот 1907 года. Все это требовало быстрых реформаторских решений, с которыми император Николай II, порой, затягивал. Тем не менее, именно на это время приходится создание Государственной Думы – русского парламента.

Некоторые историки называют Николая II Александровича слишком мягким, слабохарактерным и нерешительным для управления страной. Другие полагают, что преобразования, к которым шла Россия, были неизбежны, а их корни были заложены еще отцом Николая II – Александром III, сильным и уверенными правителем, который и «посеял ветер», а пожинать бурю как раз и пришлось его сыну.

Авторитет Николая II как самодержца подорвали и неудачная русско-японская кампания 1904−1905 годов, и начавшаяся в 1914 году Первая мировая Война, в которой Россия терпела неудачу за неудачей. В феврале 1917 году в Петербурге вспыхнуло восстание, достигшее грандиозных масштабов. Опасаясь кровопролития и ненужных человеческих жертв, император Николай Александрович подписал акт об отречении от престола.

Однако это не спасло ни Россию, ни его самого, ни его семью. Еще в начале 1918 года большевики серьезно рассматривали вопрос о проведении над императором открытого судебного процесса − именно под этим предлогом Николая II и его семью из Царского Села перевезли сначала в Тобольск, а потом в Екатеринбург. А после 78 дней заключения, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, Царскую семью жестоко расстреляли в подвале печально знаменитого Ипатьевского дома. Позже тела последнего российского императора, его супруги, детей и домочадцев были вывезены за город и сброшены в одну из шахт Исетского рудника, больше известного под названием Ганина Яма.

Поскольку долгие годы власти старательно пытались скрыть правду об убийстве царя, захоронение было вскрыто лишь в 1991 году. В 2000 году убиенные Романовы были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. В этот же год в Ганиной Яме открылся мужской монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев, а на месте дома Ипатьевых началось строительство церкви-памятника, известной сегодня как Храм-на-Крови.

Милена ФАУСТОВА

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика