Спасенный шедевр

11.02.2016

1.jpg

В конце 2015 года в Липецкой области произошло замечательное событие: завершилось восстановление храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Баловнево. Он поистине вызывает восхищение – величественный, оригинально  спланированный, изящный.  Его внешний облик  и внутреннее оформление восходят к работам одного из самых известных и при этом загадочных  русских архитекторов – Василия Ивановича Баженова.

В Липецкой области сохранился еще один храм, относимый к его творчеству, – Знаменская церковь села Вешаловка,  правда, документов конца XVIII в., подтверждающих, что этот архитектор является их автором, не обнаружено.

Баловневский храм сильно пострадал в советское время и еще совсем недавно находился в аварийном состоянии. Расскажем об этом архитектурном шедевре и его восстановлении.

Земли, на которых стоит церковь Владимирской иконы Божьей Матери, в конце XVI века принадлежали служилому человеку по фамилии Баловнев. В 1628 году у села было два владельца – помещик Демид Муромцев и стремянной конюх Степан Михайлович Ренев, в вотчине которого стояла одноименная деревянная церковь. Она представляла собой сруб с перекрытием на два ската, как у избы.

Во второй половине  XVIII столетия вместо обветшавшего храма одним из потомков Демида Муромцева Василием была построена  каменная  церковь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Однако простояла она менее двадцати лет: в 1789 году его сын Матвей Васильевич Муромцев получил у епископа разрешение употребить материал стен храма, треснувших из-за плохой работы строителей и грунтовых вод, на строительство новой церкви в более удачном месте. Вскоре он приступил к постройке.

Создатель  сохранившегося храма был известным человеком и имел внушительное состояние. В разные годы М.В. Муромцев возглавлял  штаб П.А. Румянцева-Задунайского в должности главнокомандующего русской армией в войне с Турцией  1768-1774 гг.,  был главой Новороссии и первым тульским губернатором.  Уйдя в отставку, он занялся благоустройством родового гнезда. При нем в Баловневе появился роскошный двухэтажный дворец, соединенный колоннадами с каменными флигелями.

2.jpg

Интересно отметить, что внук последнего владельца усадьбы А.Н. Волкова-Муромцева, посетивший Баловнево в начале XX в., писал в воспоминаниях, что в хранившихся там  письмах Екатерины II к М.В. Муромцеву упоминалось о ее пребывании в усадьбе в течение нескольких недель. По его словам, во дворце висел портрет императрицы, на котором она была изображена стоящей у мраморного моста в баловневском парке, и ему даже удалось найти место, где она позировала. В кабинете под стеклянным колпаком как реликвию сохраняли амазонку, сапоги и перчатки Екатерины II. Вполне возможно, что, утверждая проект храма, М.В. Муромцев полагался не только не свой вкус, но и на вкус императрицы, которая в будущем могла увидеть его творение. Известно, что по одобренному ею проекту архитектора И.Е. Старова к этому времени уже был возведен  Троицкий собор Александро-Невской лавры, в котором должны были пребывать мощи особо почитаемого в Санкт-Петербурге святого благоверного князя Александра Невского. Созданный в стиле классицизма, храм обладал  двумя колокольнями, массивным  куполом, внушительными колоннами. По схожему проекту построен и храм Владимирской иконы Божией Матери в Баловнево.

Согласно обнаруженной в 2000-х годах мемориальной доске, строительство храма завершилось к 1795 году. Другая дошедшая до нас надпись, вероятно, относится ко времени основной отделки и освящения главного престола. Так, на мраморной доске у входа в фамильный склеп записано, что «благословением Божиим сооружился кладезь сей здоровой воды» в 1797 году. Тогда же Баловнево покинули штукатуры, прибывшие из Калужской губернии, и вольные экономические крестьяне Терентий и Степан Филиппов – завершив труды по храму, они должны были приступить новой работе в ныне уничтоженном Данковском Покровском монастыре.

Всего около двух лет М.В. Муромцев мог посещать службы  в построенном его попечением храме: в 1799 году он скончался от плеврита. Его смерть через шесть недель предсказал в день освящения Никольского придела священник Филат.

Продолжателем дела отца стал Матвей Матвеевич Муромцев. Во время Отечественной войны 1812 года он являлся адъютантом начальника штаба армии генерала А.П. Ермолова, был тяжело ранен у стен Смоленска, участвовал в Заграничном походе русской армии. Когда же оставил службу, он занялся возрождением усадьбы. Так, к 1823 году удалось достроить  колокольни и завершить отделку храма. Лепные работы выполнил  Гавриил Замараев, прославившийся созданием скульптурного декора Оружейной палаты, Московского университета, Сенатского, Останкинского дворца и пр.

6.jpg

Трехчастная композиция храма в  честь Владимирской иконы Божьей Матери включает две колокольни, симметрично расположенные относительно главного входа, трапезную  и храмовую часть с алтарем. Церковь из красного кирпича с белокаменными элементами декора выстроена  в стиле раннего классицизма. Два верхних яруса колоколен круглые, они украшены колоннами и арочными окнами, а нижние – полосой в виде кругов и ромбов, фронтонами и пр. Колокольни увенчаны  высокими  шпилями с равноконечными крестами. На фасаде храма – ротонда с колоннадой, а над ней возвышается балкон с балюстрадой. В большой полукруглой нише, очевидно, было изображение Входа Господня в Иерусалим. На треугольном фронтоне  возвышались три скульптуры, символизирующие Голгофу – Богородица, Иисус Христос, держащий крест, и Иоанн Богослов. К сожалению, они были утрачены.

Кровля трапезной части храма имела свинцовое  покрытие, а с 1880-х годов – железное. Снаружи трапезной были большие окна с арочными завершениями, выше – круглые окна с солнцеобразным перекрытием, придающие храму нарядность. Внутри трапезной были два ряда колонн и два престола – во имя святителя Николая Чудотворца и святого Пророка Ильи. Восточная стена была расписана. Недалеко от входа и сейчас можно увидеть купели для крещения младенцев в виде двух открытых раковин. Сохранившееся  под ними изображение могло быть частью проросшего креста как символа вечной жизни.

4.jpg

Храмовая часть с севера и юга украшена колоннами, по центру – полосами из ромбов и кругов. На втором ярусе барабана – большие окна с зубчатыми наличниками, а выше – маленькая главка с крестом оригинальной формы. 

На стенах внутри храмовой части были созданы выступы в виде коринфских колонн, круглые и арочные окна, утонченный лепной декор – стилизованные растения и раковины. Святые изображались на голубом фоне. На алтарной стене можно было видеть копию картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Над входом в храмовую часть сохранился балкон для певчих. Выше него был рельеф, представляющий Святую Троицу в сиянии, и копия картины А.А. Иванова «Явление Христа народу», появившаяся там не ранее второй половины XIX в. Алтарь занимал почти половину площади храмовой части.

Пол церкви покрывали небольшие керамические плитки черного и белого цвета. Вокруг храма стояла ограда с круглыми столбами и вазами из белого камня. Рядом в специально построенном  здании в разное время находилась богадельня, школа, квартира сторожа.

3.jpg

На протяжении XIX века Муромцевы занимались благоустройством и украшением усадьбы, делали пожертвования на храм. Численность прихожан в 1914 году составляла почти три с половиной тысячи мужчин и женщин села Баловнева и соседних деревень, что почти на 2000 больше, чем было в 1803 году. Тогда же в храме находилась библиотека на 300 томов.

Перед революцией усадьбой владел художник и ученый Александр Николаевич Волков-Муромцев. Ее живописность можно себе представить: дворец с большим количеством комнат, прекрасный храм,  фонтаны, въездные ворота с белокаменными вазами, водонапорная башня с часами, ледники, тринадцать прудов, мосты, могучие дубы в парке, беседки в виде греческих храмов, большой плодовый сад, и все это – в окружении  пахотных черноземных полей. Во дворце Муромцевых хранилась картина В.Л. Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», которую находившийся с ними в родстве Голицын забрал из Зимнего дворца  после смерти императрицы. Теперь она находится в фондах Третьяковской галереи.

В 1918 году во дворце произошел пожар, а позже местные жители разобрали его на кирпич. По постановлению правительства из храма изъяли все ценности, сняли четыре колокола, люстру, находившуюся в склепе. В 1930-х храм закрыли, поломали ограду, с кровли сняли железо. Здание стали использовать как склад, затем зернохранилище. Устроенный в усыпальнице Муромцевых ледник разрушал фундамент…

После Великой Отечественной войны храм был взят под охрану государства (как, впрочем, и в 1925 году), но фактически оказался заброшен и разрушался. Доступ в него был открыт: приходившие били окна, мусорили, оставляли надписи, жгли костры. Много лет храм стоял без кровли над трапезной. Трещины в стенах и колоннах с каждым годом становились все больше и больше.

В 1990 году церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери был передан верующим, но восстанавливался очень медленно. Прихожане были не в состоянии собрать огромную сумму на реставрацию, местные власти помочь не могли, а жертвователей крупных сумм  отыскать не удалось.

5.jpg

Только в 2013 году Министерство культуры Российской Федерации признало этот храм памятником архитектуры федерального значения и начало его реставрировать на средства федеральной программы. За два с половиной года специалистам удалось вдохнуть жизнь в обветшавшее здание: укрепили фундамент, возвели новую кровлю, заменили раскрошившуюся кладку, оштукатурили колонны, своды и пр. Были налажены система вентиляции и водоснабжения, подключено отопление. Убранству постарались вернуть прежний  облик:  пол снова покрыли черно-белой плиткой, восстановили лепные и резные детали, решетки на окнах  и т.д.

В храме вновь можно видеть иконы. Возобновились службы, многие приезжают помолиться, поставить свечи или хотя бы просто полюбоваться отреставрированной церковью. 19-20 декабря  2015 году храм посетил  епископ Елецкий и Лебедянский Максим. При большом стечении народа  он совершил Всенощное бдение, а на следующий день возглавил Божественную литургию и наградил архиерейскими грамотами за усердные труды во славу Церкви благодетелей и тружеников храма.

В наступившем году планируется осуществить  роспись стен и благоустроить  близлежащую территорию. Чудесно преобразившись, спасенный храм продолжит жить для людей, составляя их радость и утешение.

Дарья АКУЛОВА

Фото автора

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика