Тень

06.08.2017

Кама 1895г. холст масло.jpg

В последний летний месяц во многие города и села пришла долгожданная жара, а где-то она уже вызывает сожаление по прохладным дням, побуждая судорожно искать тень или воду, чтобы не изжариться на солнцепеке. Например, в Перми прибрежное пространство могучей реки Камы в жаркие дни будто бы засеяно людьми. И хотя кто-то, побывав на море, иронично сравнивает реку с не очень чистым озерцом, другие люди отдыхают, купаются и веселятся, будучи очень довольны своим отдыхом. А Кама, вне зависимости от разговоров, продолжает жить своей размеренной жизнью: окатывает свежей волной отдыхающих, терпеливо носит теплоходы и пароходы, игриво мерцает в августовских лучах.  

 

Так уж сложилось, что эта река находится как бы в тени могучей и великой «Волги-матушки». Впрочем, существует и время от времени высказывается мнение о том, что отношения у этих рек не так уж просты. Неблагодарное дело сравнивать и соизмерять! Красота обеих рек специфична и удивительна, обе они вдохновляли множество поэтов, художников и писателей на создание поистине шедевров. Так и среди прекрасных одаренных творцов мы склонны более выделять одних, оставляя других в тени славы гениев.

В Третьяковской галерее находится огромное множество прекрасных и известных всему миру картин. Есть и такие произведения искусства, которыми не восторгаются массы туристов и ценителей живописи, но единичные люди с теплотой в сердце останавливаются и будто бы замирают, созерцая их.  Для многих жителей Урала удивительная «Кама» художника Васнецова предстает чем-то родным и близким. Нет, не рука знаменитого и выдающегося Виктора Михайловича Васнецова создавала этот прекрасный пейзаж – многим не известный брат Аполлинарий передал на холсте величие полноводной реки с гористыми берегами, заросшими хвойным и лиственным лесом. 6 августа исполняется 161 год со дня его рождения.

В предрассветный час холодной осени застыла природа, ожидая солнца. Поднялись туманы, обнажив далекие просторы реки и противоположный гористый берег. Уже загорелись багровыми отблесками от далеко встающего солнца облака. Студеная нахмурившаяся Кама будто и не движет свои сонные воды. Огромная мощь чувствуется и во внешней застылости всего, и в торжественной тишине, которая царит в картине. Видно, что и сюда, на берега Камы, в эти дремучие неизведанные края пришел человек. Дым костра поднимается над шалашами лесорубов на опушке леса. Сильные руки людей обнажают берега реки, и темные полчища лесов отступают под их натиском. Но окончательно победить природу, кажущуюся вечной и несокрушимой, нелегко: тяжелым трудом, клочок за клочком отвоевывают лесорубы землю у тайги. Они чувствуют себя здесь еще не очень уверенно. В беспорядке свалены срубленные будто в спешке деревья, на время построены жилища.

Для многих ценителей живописи Аполлинарий Васнецов до сих пор представляется лишь как обыкновенный художник, ставший «тенью» великого брата. Не будем разуверять их! Каждый человек волен делать свои выводы. Но, думаю, стоит в день рождения живописца хотя бы вспомнить его светлое имя и короткую «обычную» жизнь.

Аполлинарий Васнецов.jpg

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Он не получил систематического художественного образования – школой живописца стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: родным братом, И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым и другими. Молодого художника интересует, прежде всего, пейзаж. Ранние его работы (1880-х гг.) не свободны от влияний старших современников.

Постепенно набирая мастерство  и силу, художник ищет пути  к созданию обобщенных образов, в которых он сможет с максимальной  полнотой выразить свое глубокое, интимное чувство связи с родной  землей, с Родиной. Лучшая вещь  этого периода так и называется – «Родина» (1886).

И не случайно А. Васнецов становится  зрелым и оригинальным мастером, когда обращается к изображению  знакомой ему с детства природы  Русского Севера.

В 1890-х – начале 1900-х гг. он пишет самые значительные свои работы – «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891), «Сибирь» (1894), «Кама» (1895), «Северный край» (1899), «Озеро» (1902) и др. Это не тихая, поэтичная Россия, но Россия первозданной силы и безудержного размаха, та, что рождает и могучих богатырей-защитников и лихих удальцов-разбойников.

vasnetsov_palaty_3.jpg

На рубеже веков из любви к русской истории, красоте старого быта и памятникам старой Москвы в творчестве художника возникает новый жанр – особый тип исторического пейзажа, в котором Аполлинарий Васнецов пытается возродить облик и самую жизнь допетровской Москвы. В решении этой задачи органично соединились Васнецов-художник и Васнецов-исследователь.

Здесь он не был одинок: в то время воссозданием быта и жизни допетровской России занимались и другие художники – А.П. Рябушкин, С.В. Иванов. Но как знаток старинного русского зодчества Васнецов не знал себе равных. С наслаждением погружается художник в почти сказочную необычность и красочность этой архитектуры – достаточно увидеть его картины «Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «Москворецкий мост и Водяные ворота. Середина XVII века», «Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века». Мы становимся свидетелями разных вех истории Первопрестольной при взгляде на полотна «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году» и «Московский Кремль при Дмитрии Донском». Вот Mосква чинная, почти благостная – «Площадь Ивана Великого в Москве. XVII век», а вот – трагическая, страшная «Московский застенок XVI века». Это огромная серия работ маслом и акварелью. Одновременно художник продолжал писать и «обычные» пейзажи, но силы и размаха работ 1890-х – начала 1900-х годов Аполлинарий Васнецов в них уже не достигал.

Новодевичий монастырь. Башни.jpg

Как и многие ведущие художники эпохи, он активно работал в театре. С театральным творчеством А. Васнецов соприкоснулся еще в 80-е годы XIX столетия в Абрамцеве, имении Саввы Мамонтова, когда вместе с другими членами Мамонтовского кружка писал декорации для «живых картин» и домашних спектаклей.

В 1897 году Мамонтов пригласил художника оформить постановку «Хованщины» Модеста Мусоргского в Московской частной опере. Сюжет из русской истории конца XVII века требовал от Васнецова дотошной исторической (и археологической) реконструкции. Среди других театральных работ Васнецова (после успеха «Хованщины» его приглашают разные оперные театры для оформления спектаклей на «русскую» тему) особенно удачным стало оформление оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», поставленной в 1906 году в Мариинском театре в Петербурге и московском Большом театре.

Аполлинарий Васнецов – один из основателей "Союза русских художников". Член Московского археологического общества (с 1906). С 1901 по 1918 год преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где руководил классом пейзажной живописи после смерти Исаака Левитана. С 1918 года был председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Автор главы «Облик старой Москвы» во втором томе «Истории русского искусства» (1910) под редакцией Игоря Грабаря. Преподавал, часто выступал в печати со статьями по вопросам охраны памятников и теории художественного творчества, состоял в различных научных обществах и комиссиях. Певец старой Москвы, он в то же время занимал видное место в культурной жизни столицы первой трети XX столетия.

После революции продолжал свой цикл «историко-археологических» пейзажей, исполнив в 1920-е годы ряд картин для Коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции Москвы). До самой смерти в 1933 году писал также живописные этюды Москвы и Подмосковья.

Всю свою жизнь Аполлинарий Васнецов не пытался затмить или превзойти брата – он просто творил, исследовал и пытался сохранить то прекрасное, что нас окружает. Никто почему-то не запомнил и не рассмотрел его письма в 1931 году в газету «Известия», в котором он, выступая в одиночку, пытается предотвратить разрушение Храма Христа Спасителя. Аполлинарий Михайлович Васнецов не был ярым борцом за справедливость, не прославился он и как родоначальник нового движения в живописи, но для многих он стал человеком, проиллюстрировавшим для потомков древнерусскую историю, а для уральцев Аполлинарий Васнецов  останется на века певцом уральской природы, перенесшим на полотно удивительную красоту Камы.

Юрий КИЩУК

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика