АКАФИСТ В КРАСКАХ

20.04.2013 АКАФИСТ В КРАСКАХ Субботний день пятой седмицы Великого поста именуется субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы. На утрене читается акафист Божией Матери - это единственный предусмотренный в церковном уставе случай соединения положенной «по ряду» службы с акафистом.

Запечатленная буквами в книгах и звуками церковных песнопений Похвала Божией Матери, акафист Которой составлен в память заступничества Царицы Небесной при нападении врагов на Константинополь в 626 году, будто отпечаталась на стенах древнего Богородице-Рождественского храма в Ферапонтовом монастыре: в начале XVI столетия трудами знаменитого древнерусского иконописца Дионисия были созданы фрески, запечатлевшие в красках образы, которые мы находим в акафисте.

Об авторстве изографа свидетельствует оставленная им над северными вратами храма надпись с датировкой работ по «надписанию» собора, начатых на Преображение 1502 года. Эти росписи — единственные фрески Дионисия, сохранившиеся до наших дней.

Нина Александровна Чистякова, сотрудница размещающегося сейчас в стенах обители музея фресок Дионисия, рассказывает: «Собор расписан ʺна акафистʺ - здесь представлен весь акафистный цикл. Начиная от слов «Взбранной Воеводе…», по стенам изображены все кондаки и икосы. Начинаются росписи этого цикла на столпе, продолжаются в алтарной части, затем – по южной стене, а на северной стене цикл завершается, справа у окна мы видим роспись на сюжет кондака ʺО, Всепетая Мати…ʺ».

История Ферапонтова монастыря на Белозерье началась в 1398 году.  Преподобный Ферапонт, постриженик московского Симонова монастыря, прибыл в этот северный край вместе с основателем Кирилло-Белозерского монастыря преподобным Кириллом и в течение полутора лет разделял с ним труды, а потом по его благословению на удалении пятнадцати  верст построил келью, где жил в полном уединении и безмолвии. Со временем вокруг преподобного стали собираться люди, желавшие разделить его труды. Так был основан новый монастырь с братией числом около десяти человек, при этом преподобный Ферапонт отказался стать их игуменом, продолжал выполнять самую тяжелую работу – колол дрова и носил воду. Первым храмом обители стала построенная в 1408 году деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Через несколько лет после того, как преподобный Ферапонт был вынужден по настоянию князя Андрея Дмитриевича Можайского, в вотчине которого находился монастырь, отправиться в Можайск, по просьбе братии управление монастырем принял на себя ученик преподобного Кирилла Мартиниан; он много потрудился для устроения монастыря и духовного преспеяния братии. При нем начало развиваться «книжное рукоделие» - в обители писали духовные сочинения, составляли жития святых.  

Преподобный Мартиниан многое сделал для прекращения усобицы, начавшейся,  когда великого князя Василия II сверг  и ослепил его двоюродный брат Димитрий Шемяка. Преподобный способствовал возвращению Василия на великокняжесий престол. В 1447-1455 годах он был игуменом Свято-Троицкого Сергиева монастыря, а затем возвратился в ставшую ему родной северную обитель. Похоронили преподобного в 1483 году возле построенной им новой деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Через 30 лет мощи святого  Мартиниана Белозерского были обретены нетленными при погребении его ученика архиепископа Ростовского Иоасафа.

Великий князь Василий II Темный, его сын Василий III и внук царь Иоанн IV Грозный не забывали обитель и, совершая богомолья в северный монастырь, передавали в дар церковную утварь, жертвовали земли и делали денежные вклады на возведение храмов и монастырских построек.

Однако в дальнейшем бедствия Смутного времени не миновали Ферапонтов монастырь – ему даже пришлось пережить осад польско-литовских «воровских людей».

С 1666 года в течение десяти лет в обители жил низложенный патриарх Никон. До сих пор сохранилась надвратная церковь Богоявления с приделом во имя преподобного Ферапонта, в которой он тогда молился.

В 1798 году Ферапонтов монастырь, история которого к тому времени составляла уже четыре столетия, упразднили «за ветхостью». В XIX веке храм обители действовал как приходской.

В 1904 году монашеская жизнь в стенах монастыря возродилась. Рассказывает Н.А. Чистякова: «Монастырь был возобновлен трудами настоятельницы Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря игумении Таисии (Солоповой), духовной дочери отца Иоанна Кронштадтского. Сын местного священника И.И. Бриллиантов, преподававший в Санкт-Петербургской духовной академии (его расстреляли в 30-е годы), написал в конце XIX века книгу, посвященную Ферапонтову монастырю, где первым высказал мысль о том, что фрески храма Рождества Богородицы принадлежат кисти Дионисия. Книгу, которая явилась первым подробным описанием обители и ее храмов, автор подарил  игумении Таисии. Прочитав книгу, она пишет И.И. Блиллиантову письмо в котором сообщает, что очень хотела бы возродить обитель. Получив разрешение Святейшего Синода, в 1904 году она открывает Ферапонтов монастырь – уже как женский.  При обители была устроена школа для дочерей местных крестьян, действовали мастерские».

В 1918 году настоятельницу обители расстреляли. «Когда местные жители узнали, что сюда из Кириллова идет продотряд, они окружили обитель, желая ее так защитить. Четверых из них схватили, а игумению обвинили в подстрекательстве, хотя она, наоборот, уговаривала людей не идти на конфронтацию, - продолжает рассказ Н.А.Чистякова. - В окрестностях Кириллова расстреляли настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева), игумению Ферапонтова монастыря Серафиму (Сулимову) и четырех крестьян - Михаила Трубникова, Филиппа Марышева, Анатолия Барашкова и Николая Бурлакова. В 2000 году они были причислены к лику святых и прославляются в Соборе новомучеников и исповедников Российских. На месте их кончины на горе Золотухе построена часовня».

Окончательное решение о закрытии монастыря было принято в 1925 году. В течение еще десяти лет в храме совершались богослужения. По словам сотрудницы музея, после изгнания насельниц в комплексе зданий обители размещалась коммуна. Как вели себя ее члены, можно судить по тому, что за короткий срок несколько деревянных построек монастыря сгорели. В 1930-е годы иконостас с древними образами, написанными Дионисием, был изъят – иконы из него находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее.

После монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея, но единственным, кто заботился в ту пору об оставшихся зданиях, был сторож-инвалид. В 1974 там был открыт Музей фресок Дионисия. Самая древняя церковь Русского Севера – построенный в 1490 году храм Рождества Пресвятой Богородицы, в котором по всей внутренней поверхности стен сохранились росписи древнерусского иконописца Дионисия,  - с 2000 года включена в список мирового наследия ЮНЕСКО.

С 1989 году в Ферапонтовом монастыре время от времени совершаются богослужения. Дважды в год – 20 октября и 25 января - в церкви святого Мартиниана у мощей преподобного служат молебен. Обычно в эти дни в обитель приезжает архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Кроме того, изредка богослужения совершаются в Ферапонтовском приделе надвратного храма. Так, 9 июня 2012 года Литургию в надвратном храме Богоявления служил правящий архиерей Вологодской епархии.

В главной святыне обители – храме Рождества Пресвятой Богородицы – богослужения не совершаются.

Вскоре Ферапонтов монастырь, возможно, посетит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Об этом стало известно 5 апреля на встрече Патриарха с губернатором Вологодской области и архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом. В октябре 2013 года Русская Православная Церковь празднует 500 лет обретения мощей преподобного Мартиниана Белозерского. Основные торжества пройдут в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях.

Как предполагается, в ходе торжеств Предстоятель Русской Церкви совершит богослужение  в Ферапонтовом монастыре.

Наталия Бубенцова

Фото проекта «Свет фресок Дионисия – миру»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика