Войти на сайт | Регистрация
При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Регент Дмитрий Васянович: Зачем в храме нужен хор

16.11.2016

Регент Дмитрий Васянович

Дмитрий Васянович уже десять лет возглавляет архиерейский хор Красноярска. В преддверии Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви мы побеседовали с ним о нюансах именно регентского мастерства. Почти полностью исчезнувшее в советский период, сегодня оно возрождается по всей России, но появляются и новые опасности. Д. Васянович делится своими размышлениями о том, насколько это искусство сегодня востребовано в Красноярской епархии и почему не следует давать в храмах «духовные концерты».


В чем главная задача церковного хора – создание «молитвенной атмосферы» в храме, эстетическое оформление пространства во время богослужения?..

– Мне кажется, что задача – в соединении того и другого. Все же одного без другого не бывает. В храм приходят разные люди: те, у кого воспитан музыкальный слух, будут отвлекаться от молитвы в случае, если хор будет петь не слаженно, если же человек простой пришел, а хор выводит помпезные рулады, он может попросту растеряться. Задача хора – совместить эстетику и молитвенность.

И еще есть одна важная деталь – это помощь священнику в совершении Таинств. Например, хору приходится просчитывать длительность молитвословия для того, чтобы не создавать паузы, которые могут вызывать недоумения у молящихся. То есть мы находимся на соединении нескольких линий – священнодействия, музыкальной эстетики и молитвы каждого находящегося в храме.

Вы регент архиерейского хора. Служба, возглавляемая митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном, отличается чем-то от обычных богослужений?

– Да, конечно. Владыка Пантелеимон любит простое пение, монастырские распевы, распевы Киево-Печерской или Троице-Сергиевой лавры. И поэтому во время богослужений архиерейским чином я зачастую отказываюсь от композиторских молитвословий в пользу распевов монастырских.

Регент Дмитрий Васянович

Некоторые люди говорят, что сложно молиться, когда хор начинает давать «оперу»… Как Вы относитесь к своевременным церковным композиторам?

– Да, я согласен с этим суждением. Хор действительно может отвлекать от молитвы чрезмерной эмоциональностью при исполнении песнопений. И ведь «по-оперному» можно петь не только современные сочинения.

Церковные композиторы разные, и пишут они разную музыку. К примеру, Владимир Ковальджи – современный композитор, регент, его церковные произведения не выходят за рамки простоты и молитвословия. У него  молитвенные песнопения, без премудростей, я их очень люблю. Мы исполняем его музыку наряду с монастырскими распевами, церковным обиходом, и они гармонично вливаются в богослужение.

Но от сочинений некоторых композиторов мы отказываемся. Слишком пышные «духовные концерты», или попытка внести современные «терпкие» гармонии в церковную музыку, действительно, отвлекают и вызывают, как минимум, недоумение.

Кстати, был интересный случай. Один знакомый побывал в Енисейске, помолился в храме и поделился тем, как странно стоять на службе, когда одновременно звучат протяжный знаменный распев и торжественное партесное пение. Возникло ощущение, что пение его как бы «раздваивало», выбивало из молитвенной колеи. По отдельности и то, и другое может быть благодатно, а в соединении произвело вот такой эффект.

Я думаю, что нужно составлять богослужение в едином стиле, чтобы не вносить разлад в души прихожан. К выбору исполняемых песнопений следует подходить рационально и не превращать молитвословие в пышное песнопение ради показа голосов или красивых гармоний.

В кафедральном соборе и на выездных службах Вы все контролируете? Можете ли Вы повлиять на выбор регентов в других храмах, когда богослужение совершает владыка?

– У каждого регента – свой взгляд на то, что должно звучать на богослужении. Мне кажется, многие допускают ошибку, когда думают, что раз к ним приехал архиерей, то надо блеснуть профессиональными навыками, изловчиться исполнить нечто помпезное. Я с этим не согласен, но другим регентам не могу указывать, все же это их «монастырь», и я туда со своим уставом не полезу. Если меня зовут руководить службой, я выполняю выбор исполняемых песнопений, другой регент выбирает то, что ближе именно ему. Вот владыка или настоятель вправе указать регенту всегда, что им нравится, а что – нет.

Как Вы относитесь к практике, которая сейчас все чаще встречается в наших храмах, когда всю литургию поют прихожане вместе с хором и духовенством. Или дело прихожан – вдумчиво молиться, а не следовать за хором?

– Я все же за то, чтобы прихожане пели определенные песнопения, несложные в музыкальном плане – «Отче наш», «Верую», «Честнейшую херувим…», «Тело Христово...». Конечно, если пение литургии прихожанами в традиции какого-то храма, где ведутся занятия, где это воспитывается – другое дело, я даже порадуюсь. Но это ведь не должно быть стихийно, неуправляемо, над этим действительно нужно работать.

Помню, когда я был в Псково-Печерском монастыре в праздник Крещения Господня, там вместо запричастного концерта в исполнении хора выходил иеромонах и вместе с народом разучивал тропарь Богоявления. Он повторял каждую строчку, объяснял значение, пропевал, и после уже всем приходом тропарь этот исполнялся многажды, пока в алтаре шла подготовка к Причастию.

Мне кажется, это тоже вопрос «ладности» и эстетики: люди, которые не имеют музыкального слуха и настойчиво поют вместе с хором все подряд, тоже отвлекают молящихся. Я это сравниваю с тем, как если бы человек подошел к иконе и посчитал, что он имеет право в ней что-то дорисовать. Я, приходя в другой храм, никогда не подпеваю хору. Нужно обладать большим самолюбием и самомнением, чтобы так поступать, думая, что ты украшаешь собой звучание клироса.

Бывает, священники приглашают в храм на клирос людей с музыкальным образованием, но не верующих. Как у вас с этим обстоит дело? Есть вообще такая проблема?

– Думаю, что каждый священник или регент сам принимает решение. Когда ко мне приходят новые певчие, я, конечно, разговариваю по душам, спрашиваю, крещеный ли, православный ли, согласен ли подходить ко Причастию, на помазание, участвовать в Таинствах Церкви. Я слежу за тем, чтобы мои певчие причащались.

Вспоминается ситуация, когда профессиональный музыкант захотел петь в нашем хоре, но назвал себя буддистом. Я сказал: «Извините, мы с Вами не сможем вместе трудиться, если Вы не предполагаете пересмотреть свои взгляды». Случалось даже готовить к Таинству Крещения человека, который пришел прослушиваться в хор. Ведь это просто нечестно – петь в храме и не быть причастным к происходящему в нем.

Голос и слух, любовь к музыке – это ведь дар от Бога. В вашем случае работа регентом – это служение? Ваш хор участвует в миссионерских концертах?

– Мы редко выступаем. Я не очень люблю концерты, для меня это исполнение духовного песнопения, лишенное места и смысла. В богослужении оно несет определенный смысл в определенном месте службы, а во время концерта молитва превращается в демонстрацию красивых созвучий и звучания голосов. Может, я не прав, но мне не очень близка концертная деятельность. Свое регентство я воспринимаю как служение. Надеюсь, что и мои хористы тоже воспринимают так свое пение на службе. Не могу за них отвечать, но мне кажется, что мы в этом единодушны.

А вообще возможно ли некое внутреннее совмещение и молитвы, и пения? У вашего хора, в частности, это гармонично происходит?

– В идеале – да, но на деле мы не всегда можем контролировать молитвенность своего состояния. Во время молитвы в храме случается поймать себя на том, что отвлекся.

И у регента такое случается, когда он собирается спеть песнопение и проследить при этом, чтобы оно легло на определенный ход священника. Это кажется чисто техническим процессом (рассчитать движения иерея и соотнести со звучанием молитвы), но я себя понуждаю и слежу за ребятами, чтобы они тоже находились в молитвенном состоянии. Меня очень радует, если мои певчие во время ектеньи крестятся, например.

Насколько мастерство регента востребовано в Красноярской епархии?

– Я точно знаю, что открывается много храмов, и туда требуются регенты. Очень часто ко мне обращаются священники с просьбой найти псаломщика или певчих, знающих службу. Я развожу руками: кадров пока дефицит. Мне кажется, можно открыть регентские курсы, и это было бы очень своевременно.

 

Беседовал Юрий ПАСХАЛЬСКИЙ

Материал предоставлен порталу «Приходы»
пресс-службой Красноярской епархии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓