Войти на сайт | Регистрация
При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Регент диакон Антоний Марущак: Не просто «озвучивать», но и молиться

28.11.2016

Диакон Антоний Марущак

Яркой достопримечательностью Симферополя стал Александро-Невский кафедральный собор, буквально из небытия воссозданный на своем историческом месте в самом центре крымской столицы, напротив здания Государственного Совета республики. Восстановление стертого богоборцами с лица земли в 1930 году соборного храма началось в первое десятилетие 2000-х. После возвращения Крыма на Родину строительство взял под свой патронат Президент России Владимир Путин. Сейчас возрождение соборного храма – духовного центра Крыма и любимого детища нашего правящего архиерея митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря – подошло к завершающей стадии. К росписи интерьера верхнего храма привлечены лучшие иконописцы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. И, конечно же, возносящиеся под высокие своды кафедрального собора богослужебные песнопения должны гармонировать с являемой взору красотой возрожденной святыни, которую митрополит Лазарь называет жемчужиной Крыма.

В преддверии Международного съезда регентов и певчих, который пройдет 30 ноября – 1 декабря в Москве, предлагаем читателям интервью с преподавателем церковного пения и чтения в Таврической духовной семинарии, главным регентом Александро-Невского кафедрального собора, регентом Архиерейского мужского хора диаконом Антонием Марущаком.

Александро-Невский собор

Отец Антоний, быть регентом Архиерейского хора почетно, но, в первую очередь, очень ответственно. Расскажите, пожалуйста, о себе: когда появилось желание петь в храме, где учились церковному пению, как приобретали опыт, позволивший взять на себя руководство певческим коллективом.

– Родом я из Одессы, там прошло мое детство и началось воцерковление. С десяти лет был алтарником в храме. Хотелось научиться петь, но регент сказал, что надо подождать, пока оформится голос. Школу окончил в шестнадцать лет. В семинарию поступать было рано, и я решил пойти послушником в монастырь. Это был Свято-Духовский скит Успенской Почаевской лавры. В монастыре меня привлекали к пению, стало получаться, и через год я поступил на регентское отделение Кременецкого филиала Почаевской духовной семинарии. В регентском училище был регентом хора курса, а позже и всего училища, которое закончил с отличием.

Духовное образование продолжил в Таврической семинарии и во время учебы сначала помогал руководителю хора диакону Максиму Сорочану, а потом сам стал регентом семинарского хора. Будучи студентом третьего курса, «с нуля» собрал смешанный хор семинарского Трехсвятительского храма.

Церковное пение стало главным делом моей жизни. Учась в ТДС, затем в Киевской духовной академии, я старался в нем совершенствоваться и, видимо, старания были не напрасными. Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий, который в свое время закончил Крымский сельскохозяйственный институт, а теперь каждый год приезжает в Симферополь, пригласил меня в Санкт-Петербург и благословил возродить Братский хор Лавры. Хор не действовал с послереволюционных времен. Взявшись за его возрождение, я понимал, что стал преемником таких выдающихся церковных деятелей как Турчанинов, Львовский и другие. Кроме того, меня назначили художественным руководителем Архиерейского праздничного хора Александро-Невской лавры, вместе с которым довелось представлять традиции петербургского церковного пения на разных сценических площадках в России, на Украине, в Австрии, Финляндии…

Это была колоссальная ответственность, и приобретение настолько же колоссального опыта. В Лавре меня рукоположили в диаконы. Прослужил я там четыре года, после чего по семейным обстоятельствам вернулся в Крым.

Вернулись и без дела не остались…

– Владыка Лазарь давно говорил, что очень хочет, чтобы у нас в епархии был Архиерейский мужской хор. Создавался он постепенно: свое начало хор берет с того момента, когда начались первые богослужения в нижнем храме, который впоследствии был освящен во имя выдающегося архипастыря Тавриды, основателя Таврической духовной семинарии святителя Гурия (Карпова). По благословению правящего архиерея с сентября 2013 года богослужения стали совершаться каждое воскресенье и в праздничные дни в нижнем, еще не устроенном храме. За богослужением пели студенты ТДС под управлением М.Я. Шепельского – он положил начало певческой традиции собора по образцу Московской духовной академии. На праздники пел сводный хор.

Архиерейский хор в Александро-Невском соборе

С течением времени стала ощущаться нехватка голосов и профессиональных певчих, и примерно с 2014 года благословением чиноначалия к богослужебному пению в соборе стали привлекаться профессиональные вокалисты. Началась кропотливая работа по подбору музыкального репертуара и повышению уровня пения.

Осенью 2014 года регентом хора был назначен иерей Илия Алдошин, и с этого момента начинается новый виток в жизни хора и собора в целом. А первого августа 2015 года меня назначили на должность главного регента собора, и я приступил к созданию Архиерейского хора.

Симферополь – не певческая столица, к тому же забирать лучших певчих из других церковных хоров города было бы неправильно. Но с Божьей помощью люди сами находились. На сегодня в составе Архиерейского хора насчитывается шестнадцать постоянных певчих: семеро семинаристов и девять профессионалов. Среди них – преподаватели Симферопольского музыкального училища имени П.И. Чайковского, два выпускника консерватории. Один вокалист раньше пел в знаменитом Одесском оперном театре. Один с Сахалина приехал после того Крым вошел в состав России, говорит, всегда мечтал жить в Крыму. Помогает мне руководить хором Илья Чесноков – так же, как и я, выпускник, а теперь преподаватель Таврической духовной семинарии.

Диплом фестиваля

Осенью этого года Архиерейский хор стал победителем в номинации «Церковные хоры и ансамбли» II международного хорового фестиваля-конкурса «Родная гавань», который проводился в Ялте, и был награжден Дипломом I степени. Ваш певческий коллектив впервые участвовал в конкурсе такого уровня?

– Для хора это был первый конкурс. И, как видите, первый блин не стал комом. Выступать же со своим пением за пределами храма нам доводилось и прежде. С самого начала существования хора по благословению митрополита Лазаря мы тесно взаимодействуем с Министерством культуры Крыма. Участвовали в праздновании на полуострове Дня славянской письменности и культуры, пели на открытии ежегодно проводимого в Крыму международного фестиваля «Великое русское слово»; в Симферополе – на городском празднике Дня семьи, любви и верности и на открытии памятника Императрице Екатерине II. 

Публика воспринимает наше пение с особой теплотой: ведь мы единственный мужской хор в Крыму. На светских мероприятиях мы поем народные песни, романсы «Выхожу один я на дорогу…», «Я вас любил…» и так далее.

На концерте

А какие произведения входят в ваш церковный репертуар?

– От самых древних знаменных распевов до современных авторов. В выборе произведений я как регент предпочитаю, чтобы на первом месте был текст, а музыка помогала его воспринимать. Предпочтение отдается авторам в сане, так как они во время службы молились и переживали, а потому их музыка гармонично переплетается с богослужебным текстом. К сожалению, многие авторы не задумываются над смыслом текста. А надо не только интонировать, но и передавать дух произведения.

Расскажите, пожалуйста, об особенностях служения регента и певчих церковного хора.

– Церковное пение – отдельный пласт в отечественной певческой культуре. Чтобы исполнять те произведения, которые написали наши русские композиторы Чайковский, Рахманинов, надо держать соответствующий уровень, постоянно работать над качеством звучания, что мы и делаем. От регента во многом зависит, чтобы психологическая атмосфера тоже была на уровне, чтобы хористы понимали: у нас одно общее дело – максимально приближаться к совершенству. Отрадно, что поющие в нашем хоре профессиональные вокалисты подают пример в музыкальном искусстве – студенты семинарии уже многое у них переняли. По сравнению с тем, что было в музыкальном плане вначале, – земля и небо. А семинаристы помогают светским музыкантам преображаться духовно.

Симферополь

Какие задачи Вы сегодня ставите перед собой и певческим коллективом?

– Хотелось бы выработать стиль золотой середины: чтобы и музыкальный, и духовный уровень были на высоте. Приходящие в храм должны чувствовать, что мы не граммофон, который озвучивает богослужебные тексты, а тоже молимся. Церковное пение должно одухотворять, чтобы человек выходил после богослужения окрыленным, как говорится, на подвиги готовым. И миссионерская составляющая непременно должна присутствовать в нашем деле. Светский человек, когда в первый раз приходит в храм, как отзывается на пение? Нравится – не нравится. Понравилось, еще раз пришел – надо заинтересовать его разговором о высшем, о Боге. К этому и стремимся.

Бог вам в помощь.

Беседу вела Наталья САГАНЬ,
ответственный редактор газеты Симферопольской и Крымской епархии
«Таврида Православная»

Фото из архива диакона  Антония Марущака,
с сайтов simblago.com; kimeria.ru

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓