Жертвенность Христу и идеалистические устремления священника

23.05.2019

3214.jpg

Доклад секретаря комиссии Межсоборного Присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни, второго секретаря Епархиального совета г. Москвы протоиерея Кирилла Шевцова на конференции «Пастырство в современном мире: опыт, практика, перспективы». Заседание, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, прошло 16 мая в Санкт-Петербурге при участии комиссии Межсоборного присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни.


В жизни Московской городской епархии особое место занимает проведение ежегодного Епархиального собрания г. Москвы, на котором Правящий архиерей епархии – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – обращается с докладом по насущным вопросам церковной жизни.

Для подготовки доклада и выявления особо значимых и важных тем все благочинные епархии, члены Епархиального совета, председатели епархиальных комиссий и отделов заблаговременно направляют Святейшему Патриарху свои вопросы и предложения.

На протяжении последних трех лет главной темой Патриарших докладов на Епархиальном собрании г. Москвы становится тема пастырского служения в условиях современной жизни и мотивации священнослужителей в правильном исполнении ими своего призвания и служения.

По итогам последнего Епархиального собрания г. Москвы от 21 декабря 2018 г. было дано особое поручение Комиссии Межсоборного присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни «продумать возможные рекомендации епархиальным архиереям, относительно организации семейной жизни священнослужителей, быть может, даже на уровне синодального постановления».

Также последние два года по предложению Комиссии Межсоборного Присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни в церковной среде активно обсуждается тема «Священнослужители: призвание, воспитание в духовных учебных заведениях, проблемы оставления сана». Во многих епархиях уже прошли рассмотрения перечисленных тем на заседаниях Советов митрополий, Епархиальных советах с участием авторитетных священнослужителей и духовников епархий и монастырей.

На прошедшем 27 марта 2019 г. шестом заседании Комиссии Межсоборного присутствия были объединены и структурированы поступившие отзывы из епархий, и началась работа по составлению единых рекомендаций правящим архиереям по указанным темам жизни священнослужителей.

Именно в рамках отзыва и предложений на тему «Священнослужители: призвание, воспитание в духовных учебных заведениях, проблемы оставления сана» была сформулирована тема нынешнего доклада: «Жертвенность Христу и идеалистические устремления священника».

На мой взгляд, одна из основных проблем, с которыми сталкиваются молодые священнослужители, начиная свое приходское служение после окончания духовной школы – из-за которой отчасти происходят проблемы с определением своего призвания, пастырскими выгораниями, случаями оставления сана – это причина внутренняя, психологическая, духовная. Она заключается в том, что, получая в духовных учебных заведениях в основном теоретические, я бы даже сказал, идеалистические знания, студенты совершенно не имеют представления о реальной жизни, буднях приходского служения, сложностях и трудностях повседневного священнического служения. В темах курса нашего Пастырского богословия именно повседневные, современные реалии приходского служения в практическом виде не обозначаются. Говорится, конечно, об искушениях в духовном смысле, но внутреннего, практического описания этих проблем нет.

Получается, что мы учим будущих пастырей тем положениям, которые были сформулированы, в основном, в дореволюционное время, в том обществе и реалиях, которые совершенно не похожи на современные, и в связи с этим никогда не могут быть осуществимы и исполнены в повседневной жизни сегодня.

Мало того, что молодой священник сталкивается с внутренними трудностями после начала своего служения, мы еще в духовных школах неправильно его ориентируем.

Конечно, курсы по Пастырскому богословию, которые сейчас преподаются в духовных школах, были составлены известными богословами, авторитетными пастырями и архипастырями нашей Церкви, но почти все они, повторюсь, в основном были составлены очень давно.

За последние 20 лет благодаря развитию технологий и появлению интернета жизнь людей, особенно в крупных городах, изменилась, и эти изменения давно начали сказываться и на церковной, повседневной жизни.

Те советы и предостережения, которые были даны известными пастырями, составителями практических пособий по пастырскому богословию в XIX и XX веках, как минимум требуют дополнений и разъяснений применительно к современной пастырской жизни.

Наконец, за последнее время значительно получили развитие научные знания и подходы, такие науки, как медицина, социология, психология, и даже тот церковный взгляд и отношение, которые были сформулированы на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 году и изложены в документе «Социальная концепция Русской Православной Церкви», сейчас уже тоже нуждаются в уточнении и дополнении.

В силу описанного положения вещей получается, что вся та теория, которая преподается в духовных учебных заведениях, не соответствует реальному времени и молодому священнослужителю необходимо полученные в духовных школах теоретические знания самостоятельно приспосабливать к повседневной жизни.

  • В образовательных курсах духовных учебных заведений очень мало находится практических дисциплин.

  • Чаще всего практические дисциплины преподают люди-теоретики, не имеющие к преподаваемому предмету прямого отношения. В связи с этим они не могут зажечь студентов своим собственным примером и харизмой.


Для решения этого вопроса предлагается:

  1. Обратить особое внимание при организации учебного, воспитательного и духовного процессов в духовных школах на применение теоретических знаний в практической жизни будущих пастырей.

  2. Обращать внимание на внутреннюю (психологическую) подготовку будущих пастырей. Вырабатывать правильное, реальное, а не идеалистическое представление у молодых священнослужителей на трудности и сложности, с которыми им придется сталкиваться в своем служении.

  3. Необходимо формирование правильного, реального целеопределения служения и определение правильной самореализации молодых священнослужителей.

  4. Желательно, чтобы все прежние руководства по Пастырскому богословию и практические руководства для пастырей были дополнены и переработаны в соответствии с реалиями современной пастырской жизни.

  5. Необходимо, чтобы практические дисциплины в духовных школах преподавали опытные, неравнодушные священнослужители, имеющие жизненный и реальный пастырский опыт приходского служения, чтобы они своим собственным примером могли зажечь и вдохновить студентов, передавая им свои знания и заинтересованность.

  6. Необходимо также, чтобы при преподавании любой дисциплины в духовной школе всегда присутствовал и четко обозначался и практический момент ее применения, именно для пользы будущего священнослужителя и его воспитания, чтобы учебный процесс не был скучным и всегда студент понимал и видел практическую пользу от изучаемых предметов.

 

Проблема оставления сана:

С положениями, обозначенными в первой части доклада, неразрывно связана проблема оставления священного сана.

Конечно, неправильно говорить об оставлении сана как о проблеме и тенденции, так как, согласно статистике, нет процентного роста этих случаев. У каждого случая – множество причин, и они, как правило, носят личный, индивидуальный характер. Я бы хотел рассмотреть именно те причины, которые могли возникнуть из-за неподготовленности молодых пастырей к приходскому служению, поскольку оставление сана помимо личных и индивидуальных причин в каждом конкретном случае может происходить также и из-за того, что в духовных школах студентам преподается идеалистическое представление об их будущем служении. И если первые причины зачастую предупредить сложно, то вопрос образования и подготовленности вполне решаем.

В повседневной жизни больших и значимых духовных школ студенты могут видеть, что церковная жизнь складывается порою без особых трудностей, а если возникают сложности или проблемы, то они всегда решаются ректором или правящим архиереем.

Получается, мы воспитываем студентов идеалистами, не готовим их к сложностям и трудностям, и когда они попадают на приход, не все из них выдерживают реальность.

  • Преподавание всех практических дисциплин в духовных школах направлено, в основном, на создание положительного и беспроблемного представления у студентов о своем будущем служении. Когда после окончания духовной школы и начала служения реалии расходятся с созданным радужным представлением, да еще добавляются дополнительные трудности в виде семейных проблем, финансовых затруднений, невозможности реализации, раскрытия своих способностей и талантов, то это может способствовать у молодого, неопытного, неокрепшего священнослужителя к принятию решения о прекращении своего священнослужения и оставлении сана.

  • Примерно те же перечисленные причины и тенденции могут стать поводом оставления священнослужения и у более возрастных священнослужителей, как показывает статистика, на любом сроке священнического служения и семейной жизни.

Конечно, во всех учебных пособиях по Пастырскому богословию присутствует такая тема, как пастырские искушения, но в основном она раскрывается без детализации и конкретики применительно к современным реалиям. И что самое важное, не всегда четко прописываются пути преодоления тех или иных пастырских искушений.

В связи с этим предлагаю рассмотреть следующие возможности

 дополнить содержание современных курсов по Пастырскому богословию и разделов этих курсов, посвященных теме пастырских искушений, главами:

  • О пастырских искушениях при несении приходского служения;

  • Пастырские искушения приходских клириков;

  • Искушения настоятелей храмов;

  • Искушения городских и сельских священнослужителей;

  • Искушения священника при многодетной форме его семьи, а также при бездетности семьи священника;

  • Об искушениях в монашеской жизни: в больших монастырях, в малых монастырях;

  • Об искушениях монашествующих, живущих в миру;

  • Архиерейские искушения;

  • Священнические искушения при исполнении административных и хозяйственных послушаний;

  • Внутренние, священнические искушения при строительстве новых храмов;

  • Внутренние, священнические искушения при служении в вымирающих деревнях и малых населенных пунктах.

Важно при этом не только описать природу искушений для предупреждения развития опасных тенденций, но и на основании святоотеческого наследия, опыта и традиции современных духовно-опытных пастырей, попытаться указать способы предотвращения и защиты от указанных священнических искушений, что также косвенно будет препятствовать оставлению священнослужителями священного сана.

 

Предложение:

  • Предлагается, чтобы все наши дисциплины в духовных школах, сам учебный и воспитательный процесс были построены по принципам реальной подготовки молодого человека к сложному, ответственному, жертвенному служению. Чтобы во время учебы осуществлялась и психологическая подготовка будущих пастырей.

При этом молодой человек должен понимать, что принцип жертвенности при служении не является «выжиманием человеческих ресурсов», и это в первую очередь целожизненный подвиг, к которому призвал его Господь в таинстве хиротонии, реально нужный для спасения ему и будущей пастве.

Истово отдавая самого себя священническому служению – исполняя послушание Священноначалия, а значит исполняя волю Божию – священнослужитель получает только в этом духовную поддержку от Пастыреначальника Господа Иисуса Христа.

Помощь получается не в результате схождения с креста священнослужения или выполнения своих священнических обязанностей поверхностно и нерадиво, а как испитие общей чаши страданий до конца вместе со Спасителем.

Также для предотвращения случаев по оставлению священного сана, а в связи с этим для лучшего знакомства будущих ставленников и студентов духовных школ с реалиями приходского служения, предлагается ввести практику в виде прохождения указанными лицами приходского послушания в течение минимум трех месяцев за общий срок обучения в духовной школе.

Для студентов духовных школ можно присоединить эту практику частично к Летним и Рождественским каникулам в течение первых трех лет обучения. В наилучшем виде, чтобы практика проходила вместе с женами (для тех, кто состоит в браке), и супруги вместе должны присутствовать на службах по типу проводимой практики будущих врачей и педагогов.

При этом практиканты должны быть закреплены за хорошо зарекомендовавшими себя опытными священниками – настоятелями, которые после прохождения практики давали бы им отдельную характеристику для рукоположения помимо лица, ходатайствующего о рукоположении, и духовника рукополагаемого.

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓