Рекомендации епархиальным архиереям по вопросам семейной жизни священнослужителей и возникающих в ней проблем

23.05.2019

903242.jpg

Доклад председателя Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Александра Пелина на конференции «Пастырство в современном мире: опыт, практика, перспективы». Заседание, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, прошло 16 мая в Санкт-Петербурге при участии комиссии Межсоборного присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни.

 

В Русской Православной Церкви большая часть клириков – женатое духовенство. В связи с увеличением количества приходов и священнослужителей остро встает вопрос о кризисах в семейной жизни клириков. Данный процесс коррелируется с общегражданской статистикой, которая констатирует, что в России распадается почти половина зарегистрированных семейных браков. Конечно, процент распада семей священнослужителей значительно меньше, но все же он остается недопустимо высоким. К кризисным ситуациям в семейной жизни священнослужителей приводят как внутренние, так и внешние факторы.

К внутренним факторам относятся:

Отсутствие единой цели существования семьи у людей ее создавших. Иллюзия о лучшем удовлетворении совместных потребностей как физического, так и психического плана, быстро проходит, а вопросы психологической, эмоциональной, физической и иной совместимости остаются. Если в семье проявляется хроническая дисфункциональность, вызванная внутренними причинами, обманутыми ожиданиями в отношении супруга/супруги, и не видно перспектив изменения ситуации, то, как правило, такая семья распадается.

Такая дисфункциональность также характеризуется угасанием чувства влюбленности, восторженности и других приятных чувств – естественный процесс, когда любовь проходит стадию перерождения из преимущественно плотского вожделения, вызванного «гормональным штормом», к более тонким душевным отношениям. Рутинизация сексуально-эмоциональной жизни, каждодневность и обыденность встреч супругов могут привести к тому, что человеку такие отношения могут казаться скучными, недостаточно насыщенными душевно или телесно. Обратной стороной описанной выше ситуации являются проблемы в интимной сфере, когда длительное отсутствие семейной сексуальной жизни (например, вследствие болезни или из-за затянувшегося кризиса в семейных отношениях (длительная ссора)) может также явиться существенной причиной распада семей священнослужителей.

«Несовместимость характеров» супругов. Часто возникает на стадии некоторого кажущегося «охлаждения отношений» после того, как эмоциональная часть семейной жизни замещается более глубокими переживаниями, в общности интересов (или их отсутствии), а также в чувстве разочарования своей второй половиной, когда есть изначальная убеждённость, что «я его (её) смогу переделать», а переделать человека не получается. На этом фоне возникает желание быть независимым, не «оказаться под каблуком». Поскольку «лучшая защита – нападение», супруг становится чрезмерно агрессивен, игнорируя просьбы и потребности супруги, что, в конечном итоге, может привести к случаям домашнего насилия. Неумение выстраивать диалог в сложных жизненных ситуациях, неумение делиться горем и радостями, понимать и принимать чувства, осознавать и удовлетворять потребности друг друга также является существенной психологической основой кризиса семейных отношений в семьях священнослужителей.

К существенным внутренним причинам распада семей священнослужителей относятся неподготовленность к супружеской жизни, разная степень воцерковлённости (маловерие или неверие одного из супругов). Разница семейного воспитания и происхождения, разные поведенческие реакции, разница финансовой, культурной, образовательной, профессиональной, общественной среды обитания также приводит к кризису семейных отношений. Сюда же следует отнести детские психологические травмы, страхи и переживания, воспитание в неполных семьях (когда родители супруга/супруги были разведены), что часто способствует реализации психологического сценария на развод уже в собственной семейной жизни. Отсутствие детей, незапланированная беременность, а также различия в понимании целей и методов воспитания детей также являются существенным препятствием к сохранению теплых внутрисемейных отношений.

Супружеские измены, как правило, появляются уже на фоне того, что описано выше, и лишь констатируют фактический распад семьи священнослужителя.

Следует признать, что кризис внутрисемейных отношений священнослужителя, как правило, происходит на фоне существенных внешних причин и обстоятельств, предотвратить которые отчасти, способна грамотная и сбалансированная позиция епархиальных архиереев, направленная на устранения внешних причин распада семей священнослужителей.

К внешним факторам распада семьи священнослужителя относятся:

Отсутствие жилья, жизнь в аварийных условиях. Следует признать, что в части епархий епархиальные архиереи при назначении на приход священнослужителя не в должной мере озабочиваются наличием у приходского совета съемной или постоянной квартиры для проживания семьи священнослужителя. Данная проблема является весьма существенной и может пагубно отразиться на семье священнослужителя, особенно только что рукоположенного.

Отсутствие финансовой стабильности и достаточного заработка. Очевидно, что в целом ряде случаев в сельской местности семьи священнослужителей могут существовать только при внешней финансовой продержке. Следует признать положительным опыт тех епархиальных Преосвященных, которые приписывают финансово несостоятельные приходы к более крупным, городским приходам, где священнослужители получают стабильное ежемесячное содержание.

Неоправданный перевод священнослужителя с прихода на приход. Следует признать, что в целом ряде случаев епархиальные архиереи достаточно произвольно, без должного повода назначают и переводят семейных священнослужителей с прихода на приход, не беря во внимание наличие малолетних детей, условий их учебы, медицинского и иного содержания. Епархиальным Преосвященным со всем усердием и отцелюбием следует разбираться во всех случаях жалоб на священнослужителей, и только после тщательной и подтвержденной проверки принимать решение о переводе священнослужителя с прихода на другой приход, продумав при этом условия содержания семьи священнослужителя. Чтобы не получалось так, что вместе с «наказанным» семейным священнослужителем страдала вся его семья и малолетние дети.

Пагубные привычки: алкоголь, наркотики, игромания и другие вредные привычки. К сожалению, наличие постоянно усиливающихся пагубных привычек является как существенным основанием к каноническим прещениям священнослужителей со стороны правящих архиереев, так и поводом к распаду семьи священнослужителя. Следует признать положительным опыт тех епархий, где действуют общества трезвенников, состоящие из священнослужителей и прихожан. Проведение курсов, лекций по темам пагубного влияния различного рода зависимостей в среде священнослужителей также следует признать важной частью профилактической работы по сохранению семей священнослужителей.

Не предоставление епархией возможности священнику уйти в отпуск одновременно со своей супругой. Особенно если супруга работает, то у них вообще нет общих выходных, общего времени друг на друга, и хотя бы общий отпуск – единственный шанс поддержать отношения. Это обстоятельство важно учитывать при наличии детей у священнослужителя и предоставлять отпуск во время школьных каникул.

К внешним факторам кризиса семьи священнослужителя можно также отнести фактор вмешательства чьих-либо родителей, родственников или друзей во внутренние дела семьи священника, а также неудобство совместного проживания с родителями супруга/супруги.

К важным мерам профилактики и поддержания должных отношений в семьях священнослужителей, которые могут инициировать епархиальные преосвященные на местах, можно отнести:

  • Подготовку учащихся духовных школ к вступлению в брак. Создание соответствующей программы подготовки/переподготовки по теме семейного воспитания для учащихся духовных школ Русской Православной Церкви. Не благословлять учащимся духовных школ вступление в брак, пока они не пройдут эту программу.

  • Введение в многоштатных городских епархиях должности «епархиального семейного психолога». Задача епархиального семейного психолога – помочь священнослужителю и его супруге понять причины происходящего с ними и найти выход из семейного кризиса, в котором они оказались. Возможно совмещение данной должности с должностью председателя комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, если последний, помимо духовного, имеет и психологическое образование.

  • Создание в епархиях как на общеепархиальном уровне, так и на уровне благочиний системы подготовки молодых людей, вступающих в церковный брак, и, особенно, из числа учащихся духовных школ. Прохождение соответствующего курса для готовящихся к вступлению в брак или для тех, кто уже в браке, должно стать обязательным условием для обоих супругов, будущего священнослужителя и его матушки.

  • Проведение регулярных встреч (не менее одного раза в год) епархиального архиерея с супругами священнослужителей; приглашение их к активному участию в жизни епархии; создание клубов епархиальных матушек, творческих конкурсов и иных видов и форм внебогослужебной деятельности с целью профилактики и сохранения семей священнослужителей.

  • Организация межепархиальных, общееепархиальных и благочиннических семейных праздников.

  • Создание в епархиях условий для семейного отдыха многодетных священнослужителей на базе тематических смен в домах отдыха, профилакториях и санаториях, где священнослужители вместе со своими семьями могли бы не только отдохнуть, но и поправить здоровье.

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓