Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения

05.02.2021 Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на интернет-порталах «Приходы» и Богослов.ru. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 29 марта 2021 года.

Как оставить комментарий

* * *

Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения

В настоящее время все больше людей обращаются к методу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) для преодоления последствий бесплодия. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются <...> все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение „избыточных“ эмбрионов» .

Поскольку человеческая жизнь начинается в момент зачатия и с этого времени «всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно» , главной этической проблемой, связанной с ЭКО, является применение методик, предполагающих уничтожение части эмбрионов. Эти методики предполагают внематочное оплодотворение большого числа яйцеклеток, полученных от будущей матери, то есть, другими словами — образование большого количества эмбрионов, из которых лишь один или два переносятся в утробу матери. Эмбрионы, не перенесенные в утробу, подвергаются замораживанию с целью возможного дальнейшего использования в случае неудачи первого ЭКО. Однако, поскольку помещение эмбрионов в крио-камеру может привести к их гибели, Церковь не считает такой метод допустимым. Тем более неприемлемо последующее уничтожение замороженных эмбрионов или их использование в научных экспериментах.

Кроме того, для увеличения вероятности наступления беременности женщине могут перенести в утробу более двух эмбрионов. В случае развития многоплодной беременности возникает риск осложнений как самой беременности, так и последующих родов. В связи с этим врачи нередко предлагают женщине оставить в живых только одного ребёнка путем проведения операции так называемой «редукции лишних плодов», то есть аборта, что также неприемлемо с точки зрения Церкви.

Допустимой альтернативой замораживания эмбрионов является криоконсервация ооцитов (незрелых яйцеклеток матери) для повторной попытки ЭКО в случае неудачи первого ЭКО.

Кроме того, неприемлемыми являются методы осуществления ЭКО, предполагающие донорство половых клеток или суррогатное материнство: «Манипуляции <...>, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является „плотью от плоти“ анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо „социальных“, еще и так называемых биологических родителей» [Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4].

Наконец, ещё одним неприемлемым, с точки зрения Церкви методом является проверка полученных эмбрионов перед переносом в утробу матери проверяют на предмет хромосомных аномалий или генетических дефектов. Этот процесс, именуемый предимплантационной диагностикой, побуждает родителей к выбору более «перспективных» эмбрионов. Церковь не может одобрить использование данной методики. Каждый эмбрион должен иметь возможность родиться на свет. Супружеским парам, решающимся на ЭКО, следует осознавать, что при применении этого метода опасность рождения больного ребёнка выше, чем при естественном зачатии. Супругам следует быть готовыми воспитывать любого ребёнка, в том числе и ребёнка-инвалида, появившегося на свет таким способом.

Если терапевтические и хирургические методы лечения не позволяют избежать бесплодия, Церковь призывает воспринять бездетность как особое жизненное призвание [Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4]. Благочестивые супруги имеют возможность проявить свою христианскую любовь и жертвенность, посвятив себя воспитанию приемных детей. Вместе с тем, учитывая значительное развитие репродуктивных технологий со времени выхода «Основ социальной концепции», что привело, в том числе, к появлению возможности образовать в процессе ЭКО и перенести в утробы матери только один или два эмбриона, Церковь также допускает для супругов, находящихся в детородном возрасте, возможность осуществления ЭКО при непременном исключении следующих медицинских методов:

  • получение «избыточных» эмбрионов;
  • криоконсервация эмбрионов;
  • редукция плодов;
  • донорство половых клеток;
  • предимплантационная диагностика.

На исключение этих методов должно быть указано в документах, фиксирующих соглашение между родителями и медицинским учреждением.

Упомянутые требования соблюдаются при следующих вариантах ЭКО:

1. ЭКО в естественном цикле, осуществляемое без гормональной стимуляции будущей матери с внекорпоральным оплодотворением одной или двух полученных от нее яйцеклеток и перенесением их в ее утробу после оплодотворения.
2. ЭКО в частично модифицированном естественном цикле, при котором применяется минимальная гормональная стимуляция с получением так же одной или двух яйцеклеток.

3. ЭКО в стимулированном цикле, когда по итогам гормональной стимуляции извлекается большое количество яйцеклеток, при условии, что внекорпоральному оплодотворению будет подвергнуто только такое количество яйцеклеток, которое затем будет перенесено в утробу матери без заморозки.

В каждом конкретном случае решение о применении ЭКО может быть оставлено на усмотрение духовника, который знает духовные силы семейной пары, способность супругов нести дальше крест бесчадия.

При этом, поскольку существуют опасения, что совершенствование репродуктивных технологий и их широкое внедрение может привести к девальвации семейных ценностей и разрушению семейно-брачных отношений, Церковь напоминает о фундаментальной ценности семьи и о том, что ребенок должен рождаться в супружеской семье.

* * *

Пояснительная записка к проекту документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения»

В ходе обсуждений проекта документа в Комиссии по богословию и богословскому образованию также было выражено следующее мнение:

В настоящее время среди церковной общественности существует разномыслие по вопросу об использовании ЭКО. Часть духовенства и медицинских специалистов выступают принципиально против ЭКО в любом его виде. Другие заявляют, что категорическое запрещение применять метод ЭКО для бездетных православных христиан будет означать лишение их возможности обрести радость родительства.

Противники метода ЭКО во всех его вариациях утверждают, что до настоящего времени значительная часть попыток осуществить имплантацию эмбрионов бывает неуспешной, поэтому полной уверенности в сохранении жизни эмбрионов быть не может.

Противники также полагают, что допущение Церковью одних вспомогательных репродуктивных технологий может привести к признанию и других на основании прецедентного принципа. Согласно их позиции, «допустимое ЭКО» — искусственно надуманное понятие, поскольку ЭКО невозможно выделить из развивающейся системы вспомогательных репродуктивных технологий, выводящей зачатие ребенка за рамки супружеских отношений. Рассматривать же тайну зачатия ребенка вне благословенного брачного союза является недопустимым и извращает его христианский образ. Кроме того, противниками ЭКО указывается и на то, что медицинские технологии не способны заменить телесное, душевное и духовное единство мужа и жены, даруемого им Богом в таинстве брака. Наконец, всякая попытка создания искусственной среды и искусственных механизмов зачатия рассматривается частью противников ЭКО в любом изводе, как унижение достоинства человеческой личности и грех.

Как оставить комментарий
Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

1
Пантелеймон Иремадзе Епархия: Лабинская
09.02.2021 19:26:40
  1. Хорошо, что учли предимплантационную диагностику, но надо дописать и слово “выбраковку”, так как выбраковка проводится и по визуальному наблюдению о том как развивается ребенок. Дописать, чтобы было понятней, что за технология зверская.

  2. Гибель ребенка может произойти на этапе переноса. На это некоторые защитники ЭКО бездоказательно утверждают, что в естественном цикле ребенок итак регулярно зачинается и гибнет так как нет имплантации. И тогда к возникают к ним вопросы: зачем они опять создают условия. чтобы ребенок погиб, вместо лечения причины отсутствия имплантации? Если ребенок итак регулярно зачинается, то зачем они делает ЭКО, если итак ребенок зачинается? Сторонники аргумента будто бы итак происходят регулярно выкидыши, поэтому можно делать ЭКО  - эти сторонники по сути выступают против Бога, что мол Бог не предусмотрел такое. Но на самом деле такое если и происходит, то это как правило последствие греха, например аборта. Глубже надо смотреть, а не создавать детей чтобы они опять погибли на этапе имплантации.

  3. Делая ЭКО, люди подают соблазн другим тоже делать ЭКО. Например если у нас в результате ЭКО ребенок не погиб, то казалось бы это здорово, НО! в результате нашей пропаганды мы подали соблазн другим сделать ЭКО и если ребенок погиб у других, то мы виноваты. А так же наш ребенок может когда вырастет пропагандировать ЭКО. Вы посмотрите сайты тех кто делает ЭКО, они сплошь и рядом ставят фотографии с Храмами, прикрывая зверскую технологию под соусом правды.

  4. Вправе ли мы отрицать данные врачей о повышенной инвалидности детей зачатых в результате ЭКО? Вы хоть знаете сколько детей в интернете пишут, что им лучше бы не рождаться, чем так жить и мучаться ссылаясь на то сколько в мире зла. Зачем умышленно идти на повышенные риски? Подлечитесь сначала, приведите себя в порядок, повоздерживайтесь, помолитесь, покушайте витамины, поищите причину физическую и духовную. А нет, благословим.. Относитесь к людям так как вы бы хотели, чтобы относились к Вам. Относитесь к детям, так как вы бы хотели чтобы относились к Вам, а не ставьте свои хотения выше здоровья детей, как психического так и физического.

  5. И наконец, самое малозначительное из всего этого: многих людей смущает, что мужское семя клиники ЭКО часто предлагают получать смотря на порно журналы.

  6. Отдельно вопрос к составителем таких документов. Вы пишите “Церковь также допускает для супругов, находящихся в детородном возрасте, возможность осуществления ЭКО при непременном исключении следующих медицинских методов” - уважаемые составители текстов, от имени Церкви может говорить только Бог устами Вселенского Собора, а от имени части Церкви, например Русской Православной Церкви может говорить только Собор всех епископов Русской Православной Церкви. Так и пишите такие-то составители считают так-то, а не выдавайте себя за Церковь. Если все епископы Русской Православной Церкви скажут да, это нормально, то тогда пишите Русская Православная Церковь. А Вселенская Православная Церковь это Вселенский Собор.

  7. Отец Дмитрий Смирнов говорил, что даже если ЭКО станет идеальным, то не может быть благословлена та технология которая создана на детоубийстве.

  8. Когда есть болезнь, то надо заниматься поиском причины и лечить её. А, для верующих надо подумать о словах преподобного Паисия Святогорца "Старец говорил, что Бог Сам определяет число детей в семье: едва-де Он увидит, что родителям не поднять еще одного ребенка, тут же прекратит рождение детей.

    А тем, кто стремится с принуждением приобрести детей, старец советовал предоставить сие Богу, ибо Он Сам знает нужное время. Некоторые, даже будучи духовно неустроены, "давят" на Бога, дабы дал им ребенка в тот момент, когда они этого желают. Бог по любви Своей даст им дитя, однако они скоро увидят, что ребенок, вырастая, становится нервным, ибо унаследовал страсти своих родителей, и они сами входят в новую, еще большую тревогу, т.к. приобрели ребенка – без его вины – наследника их страстей, от которых не позаботились очиститься, прежде чем с усилием просить ребенка у Бога.

    Итак, старец считал, что супруги должны полностью предаться в руки Божии и не препятствовать Его изволению. Пусть супруги предоставят Богу действовать согласно Своей воле, ибо так вселится в души их и будет покрывать семью их благодать Его, благословение Его."

  9. Сейчас епархии боятся часто вводить даже чтение апостола на понятном русском языке, часто нередко обосновывая это тем, что боятся народа, расколов. А с чего это вдруг в случае ЭКО должны теперь прогибаться под изменчивый мир, потому что появились некоторые священники считающие, что ЭКО приемлемо? Тогда и искусственная матка получается приемлема. А почему нет? Ведь если женщина не может выносить ребенка, а духовник считает, что они могут развестись, то в принципе можно и в искусственной матке вырастить. Ну в общем понимаете.

  10. Мне думается, что есть смысл задуматься о проведении Церковного Суда над священниками и даже епископами пропагандирующими ЭКО, по вопросу лишения их священного сана, так как они имеют отношение к детоубийству в ЭКО. Так как они подают соблазн другим тоже делать ЭКО. Вроде как Церковь одобряет. Например если у нас в результате ЭКО ребенок не погиб, то казалось бы это здорово, НО в результате нашей пропаганды мы подали соблазн другим сделать ЭКО и если ребенок погиб у других, то мы виноваты. А так же наш ребенок может когда вырастет пропагандировать ЭКО.

Ссылка 1
0
Мария Иванова Епархия: Санкт-Петербургская
28.02.2021 15:59:33
"На это некоторые защитники ЭКО бездоказательно утверждают, что в естественном цикле ребенок итак регулярно зачинается и гибнет так как нет имплантации. И тогда к возникают к ним вопросы: зачем они опять создают условия. чтобы ребенок погиб, вместо лечения причины отсутствия имплантации? "

не являюсь "сторонником эко" но на этот вопрос в какой-то степени ответить могу.


Так как оплодотворение происходит в фаллопиевой трубе, а имплантация - в матке, необходим отлаженный механизм доставки ребеночка из полости фаллопиевой трубы в матку. Этот путь занимает несколько дней.
Если эти механизмы нарушены (проводимость труб частично нарушена или они проходимы, но не работают особые механизмы, способствующие движению малышав матку) то дети зачинаются, но, не имея возможности добраться до матки, неизбежно погибают.
Эффективных способов отлаживания этих механизмов  пока не существует. Да, длительное лечение может дать результат- станет получше и малыш попадет в матку, но на протяжении всего лечения дети будут гибнуть. Определить, что все нормализовалось, тоже невозможно - просто идет лечение на фоне попыток забеременеть - если маточная  беременность наступила, значит, лечение помогло.

Отмечу, что это частный случай, с нарушеннойпроходимостью. Если трубы полностью непроходимы, то зачатия не происходит и никто не гибнет.
Но при хирургической попытке восстановить проходимость трубы возникнет та же этическая проблема - возникнут условия для зачатия, а попадание в матку будет затруднено, так как хирургическое восстановление проходимости трубы не гарантирует восстановления механизмов продвижения в ней малыша (она особым образом пульсировать должна, реснички в ней двигаются).
Т.е в данном случае хирургическое вмешательство тоже может спровоцировать гибель малышей.


"На это некоторые защитники ЭКО бездоказательно утверждают, что в естественном цикле ребенок итак регулярно зачинается и гибнет так как нет имплантации"

это не "сторонники эко" утверждают, а медики.
Нам еще в 90е года на лекциях по эмбриологии рассказывали, что на самых ранних сроках, в первые дни,  прерывается 30-40% всех беременностей. И у совершенно здоровых женщин тоже. Да, общедоступными анализами это не установить, так как тест на беременость или анализ на хгч раньше 7го дня развития ребенка ничего не покажет.
Это нам еще в 1996 году один из ведущих специалистов в этой области преподовал.
Сейчас, насколько слышала, это цифра достигает 70% всех беременностей.
Для доказательств просто необходимо со специальной медицинской литературой ознакомиться.
Родитель Ссылка 0
1
Пантелеймон Иремадзе Епархия: Лабинская
09.02.2021 19:43:51
Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. (Рим. 1)
Ссылка 1
0
Пантелеймон Иремадзе Епархия: Лабинская
09.02.2021 19:49:50
Кстати по поводу Церковного Суда: если не был принят Церковный документ о том, что ЭКО допустимо, то с чего это вдруг они ставили свой превратный ум выше соборного документа. Пошли бы сначала поговорили, посоветовались с РПЦ, но нет благословляли и делали ЭКО, а те пропагандировали некое одиночное супер ЭКО, в том числе и в журнале Фома и других православных ресурсах, пользуясь их незнанием того, что есть и выбраковка, и гибель на этапе переноса, и даже после имплантации гибель. А сколько людей попалось в сети пропаганды тех, кто родил ребенка в результате ЭКО, сколько детей погибло! Вы о них подумали!!!!!!!!!!!
Ссылка 0
1
Архимандрит Артемий Сёх Епархия: Одесская
18.02.2021 14:41:10
Какое ЭКО? Что тут еще обсуждать?
Всякое противоестественное зачатие - грех!!!
С ЭКО связано рукоблудие, а это - разновидность содомских грехов. Одним словом, что то, что это - извращение природы.
Согласно учению прп. Максима Исповедника у каждой природы есть свой логос и тропос (способ осуществления логоса). Когда тропос совпадает с лолосом, то это называется добром, а когда нет - злом. Бог сказал: "плодитесь и размножайтесь", а человек изобрел своим тропосом множество половых извращений и тем самым отдалился от своего естественного логоса. Церковь благословляет лечение безплодия, а не противоестественные манипуляции с человеческой природой и человеческими личностями. Само то, что этим сопряжено рукоблудие уже указывает на то, что это грех. Не всякими средствами оправдывается цель, иначе это иезуитсво. Да и цель тут богоборческая, ибо не смиряется перед волей Божие, а пытается восхитить Его функцию.
При ЭКО есть психическое насилие над личностью ребенка, который узнав о том, что он противоестественным образом выведен из пробирки, неизбежно получит душевную травму. Тем более не исследован вопрос отражения на личности ребенка самого этого греховного акта.
Не вторгайтесь в Святая Святых - творение человеческой личности. Это один шаг до генной инженерии. На следующем этапе подобные модернисты нам скажут: "Мы ведь за все хорошее, так давайте генно усовершенствовать людей. Ведь это все во благо человечества".
Не кощунствуйте, не превращайте медицину в алхимию.
Еще раз повторюсь. Человек из пробирки - это максимально удаленный тропос (способ) от природного логоса размножения человеческого рода. Это - извращение человеческой природы и Божественного замысла.
Остановитесь и не раскалывайте Церковь, не богохульствуйте и не вводите новых ересей!
Ссылка 1
0
Мария Денисюк Епархия: Иркутская
19.02.2021 16:54:54
Скажу как женщина, которая обошла десятки врачей, прошла несколько  исследовательских операций, в том числе под общим наркозом, и ни от  одного компетентного врача не услышала направления на ЭКО. Ни  репродуктолог меня не направил на ЭКО, ни хирург, который меня  оперировал. Эндокринолог вообще высказала своё мнение против ЭКО.  Почему? Да потому что врачи, которые занимаются лечением и помощью, а не  бизнесом от медицины, считают, что ЭКО не является лечением бесплодия.

Поэтому  мне не понятно, почему Церковь выступает на всех возможных публичных  площадках за ЭКО как за процедуру лечения бесплодия.

ЭКО - это  коммерческая медицинская услуга, с помощью которой насильно отбираются  женские и мужские половые клетки, насильно создаются в лаборатории  эмбрионы, насильно подсаживаются эмбрионы в утробу женщине, организм  которой не готов к беременности. Если бы женский организм был готов к  беременности, женщина легко забеременела бы самостоятельно от своего  супруга - так устроил Господь Бог женскую природу.

Второй момент  хотела бы отметить, на котором священники, защищающие и продвигающие  ЭКО, не заостряют внимания - для ЭКО необходимо многократно совершить  грех малакии (рукоблудства). Апостол Павел говорит нам, что творящие  малакию не наследую Царствия Божия (1Кор. 6:9). В  каких условиях происходит забор мужского семени? Отвечу словами  андролога, сказавшему моему супругу: "Для забора материала Вы можете  пройти в нашу уютную комнату с телевизором и журналами". Надеюсь,  взрослым людям не надо объяснять, какого содержания фильмы показывает  этот телевизор и какое содержание журналов в этой комнате для забора  материала. Наша семья считает это основным аргументом против ЭКО. Процедура забора мужского семени в клинике ЭКО - это унижение мужского достоинства. Зачатие с помощью  рукоблудия - это унижение человеческого достоинства, это убийство Бога в  себе и в будущем ребёнке. Что будет чувствовать этот ребёнок, когда  вырастет и узнает, что его зачали с помощью греха рукоблудства под просмотр  фильмов и листая журналы?

Про оговорку о том, что Церковь  благословит только ЭКО, в котором не заготовляются, не замораживаются,  не убиваются и не проверяются на генетические мутации эмбрионы вообще  говорить не приходится. Это лицемерие. Ни одна женщина не пойдёт на это,  потому что процедуры забора яйцеклеток и подсаживания эмбрионов - это  не в кафе сходить и откушать французский десерт, поэтому большинство женщин будут стремиться запастись яйцеклетками и эмбрионами впрок и будут настаивать на том, чтобы специалисты клиник ЭКО проводили генетические исследования подсаживаемых эмбрионов. А многие мужчины будут настаивать ещё и на определении пола подсаживаемого эмбриона. В больнице я общалась со многими женщинами, у которых мужья настаивали на том, чтобы подсаживали только мужские эмбрионы...

Христос призывал нас: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). И  в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви 20 лет назад  это уже было зафиксировано: «пути к  деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может  считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию  ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не  помогают супругам, им следует со смирением принять своё бесчадие как  особое жизненное призвание» (Глава XII.4)
Ссылка 0
0
Мария Иванова Епархия: Санкт-Петербургская
28.02.2021 16:24:24
добрый день!

желаю Вам здоровья.

и пусть все эти бесконечные хождения по врачам закончатся радостью!

Насколько знаю, для эко два абсолютных показания - отсутствие обеих труб или тяжелая форма мужского бесплодия, когда естественное оплодотворение становиться невозможным. Мужское бесплодие очень плохо поддается лечению. Поэтому женский-то организм может быть готов к беременности, а вот у мужа - большие неизлечимые проблемы.

Если у вашей семьи показаний к эко нет - ни один порядочный врач туда и не направит. Так как и эко не поможет. У каждого медицинского вмешательства свои показания.

Вот огорочает, с Вами согласна, явная тенденция, что бесплодие перестают лечить терапевтическими/хирургическими методами, а эко предлагают как средство от всех недугов. Скоро насморк им начнут лечить...



"Второй момент  хотела бы отметить, на котором священники, защищающие и продвигающие  ЭКО, не заостряют внимания - для ЭКО необходимо многократно совершить  грех малакии (рукоблудства)"

Этого вполне можно избежать.
По крайней мере, в Санкт-Петербурге.
Тут предлагают и хирургическое извлечение семени под общим наркозом (при тяжелом мужском бесплодии возможен только хирургический метод) , да и можно договориться с персоналом и  в "специальную комнату" можно  прийти с женой, а не с сомнительными журналами. Иногда вообще разрешают из дома привезти биологический материал.
Вообще эта проблема уже на этапе диагностики причин бесплодия возникает, так как спермограмму надо сдавать.


«пути к  деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может  считать нравственно оправданными"

По-моему это и главное!
Если какой-то путь не согласен с замыслом Творца - то к чему земные житейские аргументы.



Родитель Ссылка 0
0
Священник Алексей Шляпин Епархия: Московская
23.02.2021 10:01:22

Замечания по тексту проекта документа (к слову, не по сути вопроса)

Цитата: "...«Нравственно недопустимыми с православной точки зрения...»..."

"...неприемлемо с точки зрения Церкви."

"...неприемлемым, с точки зрения Церкви..."

Такая оговорка,- "с точки зрения Церкви" и т. п.,- неприемлема, т. к. понижает статус сказанного до субъективного мнения. Тогда как дело Церкви – выражать объективную истину. Поэтому утверждения Церкви должны быть сформулированы просто, без всякой оговорки, как объективная истина.

Цитата: "...человеческая жизнь начинается в момент зачатия и с этого времени «всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно»..."

Эта формулировка ОСК РПЦ – неточна. Личность (ипостась) человека появляется в момент зачатия. Поэтому с этого момента,- зачатия,- речь не о будущей, но о настоящей личности человека.

Цитата: "...«...нарушают целостность личности...»..."

Что означает это выражение ОСК РПЦ,- "целостность личности"? И как можно её "нарушить"?

Личность есть ни что иное как лицо или ипостась (обладающая разумной природой). А ипостась является таковой по самому факту бытия.

Прп. Иоанн Дамаскин:

"Название; ипостась, обозначает бытие само по себе, бытие самостоятельное" (ФГ, 42).

"...ипостась есть именно существование само по себе" (ФГ, 66).

Соотв-но, человеческая личность, т. е. конкретный человек, является личностью по самому факту своего бытия, не зависимо ни от каких обстоятельств и факторов, в т. ч. при зачатии и рождении. Обстоятельства меняют только акциденции, но не факт ипостаси, т. е. личности. Т. е. никакие обстоятельства и факторы не могут "нарушить целостность личности" в собственном смысле в принципе.

И с другой стороны. Синонимом "лица" или "ипостаси" в святоотеческой системе понятий, соотв-но, синонимом слова "личность",  является термин "неделимое" (лат.: "individuum", греч.: "atomoc").

Прп. Иоанн Дамаскин:

"В собственном же смысле «ипостась» означает индивид, а также всякое отдельное лицо" (ФГ, 29).

"...святые отцы... Единичное... назвали индивидом (atomon), лицом, ипостасью" (ФГ, 30).

"...святые отцы названиями: ипостась, лицо и индивид, обозначали одно и то же" (ФГ, 43).

Т. е. личность есть целостное, неделимое в принципе, по самому значению этого понятия.

Т. ч., если имеется ввиду "целостность личности" в собственном смысле, т. е. именно как личности, то эта фраза ОСК РПЦ неверна, т. к. она в принципе не может быть "нарушена".

Например, "...и тело, и душа всегда удерживают одно и то же начало своего бытия и ипостасного единства, хотя и разлучаются друг с другом" (ФГ, 66).

Т. е. даже смерть, т. е. разделение души и тела, является лишь акциденцией, состоянием, но не нарушает единственность, целостность собственно ипостаси. Которая остаётся одной и той же самой и при разделении в сфере воипостасного, т. е. для разделённого по акциденциям в сфере воипостасного.

Если же имеется ввиду "целостность личности" не как собственно личности, но по какому-то аспекту, присущему личности, (т. е. по акциденциям), тогда надо и указать, по какому именно аспекту, в чём именно. Иначе, фраза бессмысленна, ни о чём.

продолжение следует

Ссылка 0
0
Священник Алексей Шляпин Епархия: Московская
23.02.2021 10:04:22

продолжение

По сути вопроса

Проект документа направлен на то, чтобы допустить ЭКО при соблюдении определённых условий (исключении некоторых методов). Это противоречит истине и благочестию. Метод экстракорпорального оплодотворения в любой его форме в принципе греховен и абсолютно, безусловно неприемлем по следующим основаниям:

1. Технология ЭКО – противоестественна. Она есть нарушение естественного, установленного Богом, порядка творения, стремление обойти положенные Богом границы естества.

Что противоречит естественному нравственному чувству и было осуждено Богом ещё в Ветхом Завете: "Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою" (Лев. 19, 19).

В Новом Завете упразднена обрядовая составляющая ветхозаветного Закона. Но суть этих заповедей, нравственная составляющая, остаётся неизменной и актуальной. Соотв-но, сам принцип соблюдения границ естества остаётся актуальным и в Новом Завете.

В основании всех биомедицинских технологий лежит грех гордыни изобретателей, когда человек самовольно стремится "улучшить" или изменить творение Божие. Всё это направление науки и медицины есть грубое самовольное вмешательство в творение Божие, отношение к человеку и вообще к творению Божию как к конструктору и подопытному материалу. Т. е. бунт против Творца. Наука и медицина уже переступили допустимые границы исследования тварного мира и технического прогресса, уже вторглись в область недозволенного.

2. Технология ЭКО изначально основана на крови. Чтобы создать и разработать эту технологию, было убито много человеческих эмбрионов, т. е. людей. Как можно благословлять или допускать то, что изначально основано на крови невинных людей, т. е. на грехе убийства?!

3. Нельзя упускать из внимания и тот момент, что получение материала для этой технологии, т. е. мужского семени, неизбежно связано с грехом рукоблудия.

4. Заявление о  якобы решении проблемы гибели "избыточных" эмбрионов в результате усовершенствования технологии ЭКО – ввод в заблуждение. Специалисты недоговаривают. Создание методики, когда оплодотворяется только одна яйцеклетка, на самом деле не снимает проблемы гибели части эмбрионов до имплантации. Дело в том, что даже при усовершенствованном методе ЭКО, когда оплодотворяется только одна яйцеклетка, неизбежны случаи "бракованных" эмбрионов. Именно поэтому, даже при исключении практики оплодотворения и криоконсервации "избыточных" эмбрионов, и требуется заготовление избыточных яйцеклеток,- для повторения попытки оплодотворения по причине неизбежности появления "бракованных" эмбрионов. Т. ч., даже при усовершенствованном способе ЭКО, исключающем заготовление "избыточных" эмбрионов, кровавая суть метода ЭКО не меняется,- одновременное параллельное убийство "избыточных" эмбрионов заменяется на последовательное убийство "бракованных" эмбрионов.

5. Статистика показывает, что "Эффективность лечения бесплодия методом ЭКО невысока: приблизительно одна из трёх пациенток становится беременной после процедуры ЭКО, приблизительно одна из четырёх пациенток завершает лечение рождением ребёнка. Согласно статистике Европейского общества репродуктивной медицины и эмбриологии за 2010 год 33,2 % пациенток, которым осуществили перенос эмбрионов в матку после процедуры ЭКО, достигли клинической беременности. Согласно опубликованным в 2013 году данным Российской ассоциации репродукции человека (РАРЧ) в 2011 году 36,6 % пациенток забеременели после проведения процедуры ЭКО, 25,8 % женщин, прошедших процедуру ЭКО, родили ребёнка" (Википедия, "Экстракорпоральное оплодотворение"). Т. е., получается, кроме убийства и гибели "бракованных" эмбрионов до имплантации, метод ЭКО заведомо предполагает гибель большей части эмбрионов после имплантации.

Стоит вспомнить, что даже после нечаянного выкидыша для женщины полагается покаянная молитва от священника, содержащая такие слова: "...во убийство впадшую, волею или неволею..." (Требник). Т. е. даже нечаянный выкидыш расценивается как невольный грех убийства, требующий покаяния. Т. к. женщина не может быть уверена, что не допустила небрежности, приведшей к смерти ребёнка. Но как тогда расценивать решение, заведомо предполагающее ожидаемый и наиболее вероятный выкидыш, т. е. с большей вероятностью предполагающее смерть плода, чем его жизнь?! Это уже приближается к убийству вольному.

6. Даже при номинальном и заявленном отказе от недопустимых методов, таких как уничтожение и консервация "избыточных" эмбрионов и т. д., на практике не может быть уверенности в действительном соблюдении этих условий по причине несовершенства любой технологии и по причине невозможности иметь доверие неверующим (неправославным) специалистам, которые не считают эмбрион человеком и для которых упомянутые условия могут иметь лишь формальное, а не нравственное, значение. Православный Христианин не может доверять свою совесть другим людям, тем более неверующим, и ставить свою непричастность к греху убийства в зависимость от их нравственности и юридической честности. Ведь Господь сказал: "Остерегайтесь же людей" (Мф. 10, 17).

7. Естественным образом зачатие ребёнка происходит в тайне. И если промыслом Божиим при зачатии ребёнку попускается болезнь или инвалидность, родители до определённого момента этого не знают. А когда узнают, то пережитая радость от зачатия и период жизни ребёнка в утробе матери дают родителям основание для любви к этому ребёнку, к тому, чтобы считать его своим, и после того, когда они узнают о его болезни или инвалидности.

При процедуре ЭКО патологии эмбриона выявляются сразу, до имплантации, когда родители ещё не привыкли к ребёнку, ещё не научились считать его своим. И тем не менее должны решиться на имплантацию заведомого инвалида. Это единственный выход в такой ситуации, чтобы избежать греха убийства.

Со стороны Церкви аскетически и нравственно неправильно допускать ситуацию такого критического искушения, в котором заведомо многие не устоят.

Кроме того, на исключение предимплантационной диагностики и на имплантацию заведомого инвалида вряд ли пойдут неверующие врачи, которые не считают зачатый эмбрион человеком.

8. Применение ЭКО означает отказ от понимания промысла Бога и воли Бога о ситуации бездетности. Возникает вопрос: для чего Бог попускает бездетность? Чего Бог ожидает от супругов в данной ситуации? Если бы Бог хотел, чтобы супруги имели детей, Он бы и дал их. Ведь для Бога нет ничего трудного (Быт. 18, 14). Значит, смысл ситуации бездетности – не в том, чтобы во что бы то ни было искусственными техническими средствами добиваться желаемого, а в том, чтобы правильно, со смирением отнестись к самой ситуации бездетности, использовать её во спасение через смирение перед промыслом Бога.

Кроме того, в ситуации бездетности есть несомненно благочестивый выход, – усыновление сироты. Который ориентацией на ЭКО упраздняется, отодвигается на второй план.

Т. о., мотивом применения ЭКО является грех гордыни, – невнимание к  промыслу Бога, нежелание понять волю Бога, отказ понести свой крест, стремление сделать по-своему и во что бы то ни стало добиться желаемого.

9. Сфера репродуктивных и вообще биомедицинских технологий находится в руках безбожного, неверующего мира сего. Который не станет считаться с заявленными Церковью условиями и создавать для православных особые условия. Тем более, не станет менять всю систему в соответствие с позицией Церкви.

Поэтому, одобрение со стороны Церкви ЭКО при определённых условиях для православных не даст действительной возможности эти условия реализовать и не изменит систему. Т. ч. принятие такого документа как минимум не имеет практического смысла.

10. Позиция допущения ЭКО при определённых условиях, обозначенная в проекте документа, будет означать со стороны нашей поместной Церкви отказ от самого принципа неприятия ЭКО. Т. е. в принципе откроет дорогу для продвижения технологии ЭКО за счёт авторитета Церкви, позволит разработчикам ЭКО, которые и не собираются считаться с заявленными Церковью условиями, ссылаться на позицию Церкви для продвижения самой технологии ЭКО и вообще биомедицинских технологий. Т. е., как и сказано в Пояснительной записке к проекту документа, это создаст прецедент. Как клин или как небольшую течь, которая впоследствии перерастёт в большой поток.

Тем более, даже условия, заявленные в проекте документа, как показано в предыдущих пунктах, в принципе и практически не освобождают методику ЭКО от греховной сути.

Поэтому, нельзя делать шаг навстречу этому явлению. Нашей поместной Церкви следует остаться на принципиальной позиции абсолютного, безусловного неприятия метода экстракорпорального оплодотворения в любой его форме, как и вообще такого направления науки и медицины как биомедицинские технологии.

окончание следует

Ссылка 0
0
Мария Иванова Епархия: Санкт-Петербургская
28.02.2021 16:45:52
"Но как тогда расценивать решение, заведомо предполагающее ожидаемый и наиболее вероятный выкидыш, т. е. с большей вероятностью предполагающее смерть плода, чем его жизнь?! Это уже приближается к убийству вольному."

Ох.  Женщины с гинекологическими заболеваниями, подразумевающими нарушение имплантации или риск невынашивания, пытаясь забеременеть естественным путем принимают именно такое решение.
Если, например, с эндометрием что-то не так, то, скорее всего, долгожданная беременность не наступает именно из-за гибели на стадии имплантации. А люди при этом лечатся и пытаются забеременеть вполне естественным путем еще и еще раз.
 
Родитель Ссылка 0
0
Священник Алексей Шляпин Епархия: Московская
23.02.2021 10:06:03

окончание

Ремарка (ответ на возражение)

Сторонники ЭКО для оправдания этой технологии иной раз ссылаются на тот факт, что Бог и через ЭКО даёт эмбриону жизнь.

Здесь следует напомнить, что Бог даёт жизнь, даёт зачаться ребёнку порой и через ситуации блуда, прелюбодеяния, насилия. Т. е. через ситуации, греховность которых ни у кого не вызывает сомнения.

Как это совместимо со святостью Бога, с неприятием Им греха?

Чтобы это понять, надо определить, что такое грех в собственном смысле слова.

Когда мы говорим о грехе в нравственном аспекте, то называем "грехом" деяние или ситуацию совершённого греха, т. е. проявление греховного выбора воли.

Но если говорить о грехе в онтологическом аспекте, т. е. точно определить, что такое собственно грех в контексте бытия, то грех – это сам выбор воли вопреки воле Бога. И только. Всё остальное есть проявление или следствие собственно греха (выбора воли) на поле творения, т. е. искажённое состояние творения в результате греха (выбора воли).

Так вот, Бог, осуждая собственно грех, т. е. сам греховный выбор воли, использует его проявления или следствия на поле творения в целях Своего промысла, направляя их ко благу. Т. е. использует Своё творение даже в искажённом грехом состоянии, по праву Творца. Ведь, даже искажённое грехом творение принадлежит Ему.

Например, Бог осуждает грех блудника, т. е. его выбор воли. Но сама ситуация, в которой Бог попускает реализоваться греховному выбору воли, т. е. соитие, принадлежит уже Богу. Ведь это сфера творения. И Бог её использует в целях Своего промысла,- даёт зачаться ребёнку. Осуждая при этом сам грех,- греховный выбор воли блудника.

Аналогично – и в ситуации ЭКО, и в любой ситуации греха.

Притом, неверно думать, будто грех является причиной появления нового человека или будто появление нового человека в результате греха оправдывает грех. Нет. Бог в Своём творчестве не зависит от выбора воли людей, просто, учитывает его в Своём промысле. И не нуждается в его последствиях и проявлениях, просто, использует их. Если человек рождается в результате греха, значит, Бог Сам захотел использовать для этого именно эту ситуацию, которая возникла в Его творении в результате злого выбора воли людей. Т. е. управляет Своим творением даже в его падшем состоянии. Но Он мог бы привести в бытие эту человеческую ипостась и другим способом, и в другой ситуации, и от других родителей.

Свящ. Алексей Шляпин

Ссылка 0
0
Мария Иванова Епархия: Санкт-Петербургская
06.03.2021 17:49:27
Добрый день!

Хотелось бы увидеть в подобном документе этически приемлимые действия в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств из-за которых  переноса малыша в полость матки невозможен.
Например, в дтп женщина попала, погибла, или с аппендицитом ее увезли на операцию.
Что тогда с эмбриончиком делать? Он же более 5ти дней вне тела матери жить неможет. Криоконсервация  запрещена согласно Социальной концепции, да и если мать погибла то, бесполезна.

Про "супругам следует быть готовым воспитать любого ребенка" - это, наверное, ко всем людям, вступающим в брак относится. Никто от этого незастрахован по большому счету.

Еще хотела бы предложить рассматривать этические проблемы эко в комплексе с этическими проблемами, стоящими в целом перед супругами, столкнувшимися с бесплодием и его лечением.

Некоторые хирургические и терапевтические методы лечения бесплодия тоже не гарантируют имплантацию малышей и могут способствовать их гибели.
Например, были полностью непроходимы фаллопиевые трубы. Сделали хирургическую пластику труб. Мужские половые клетки стали добираться до яйцеклетки, оплодотворение теперь происходит, а вот тонкие  механизмы транспортировки ребенка в матку не восстановились и малыши стали погибать в трубах.

Или медикаментозная  стимуляция овуляции. Овуляция начала происходить, а условия для имплантации в матке не наступают по каким-то причинам, дети начинают гибнуть.

Потом состояния, когда препятствий для оплодотворения нет, а имплантация затруднена/невозможна. Получается, зная о таких проблемах, люди в попытках родить ребенка подвергают очень многих детей гибели. Пока там удастся вылечить причину.
Ссылка 0
Яндекс.Метрика