Привычка к Таинству?

19.06.2015 Мелекес13.jpg

Причастие – это наш христианский долг или дар встречи со Христом? Что делать, если участие в Таинстве становится «необходимой привычкой»? Об этом размышляет протоиерей Владимир Матусов, пресс-секретарь Барнаульской епархии, преподаватель Барнаульской духовной семинарии.

Многое сказано о необходимости Таинства Святого Причащения для каждого христианина. Однако бывает и так, что человек начинает воспринимать участие в Таинстве лишь как свою обязанность как члена Церкви – сложную иногда, но необходимую, важную. Вспомним  Синодальную эпоху: в Духовном регламенте тогда прямо было прописано, что каждый православный христианин в Российской империи минимум раз в год обязан участвовать в Таинствах покаяния и Святого Причащения, это его христианский долг. Понятно, что единожды за год причащаться Тела и Крови Господних – это очень мало, но в те времена некоторые только раз в год и приступали к Чаше Господней и считали это вполне нормальным, более того, даже  считали за великий труд пройти великопостный период подготовки ко Святому Причащению, как в народе говорят, «говение».

Получается, некоторые моменты, которые были очевидны для христиан ранних эпох истории Церкви, естественны и закономерны для верующих в более позднее время, в дальнейшем уже казались странными и необычными. В документе «Об участии верных в Евхаристии» четко показывается, как практика причащения и подготовки к нему в истории Церкви менялась и приобретала различные формы. Согласно благословению Святейшего Патриарха на уровне епархий проходило обсуждение этого документа, и когда приходские священники знакомили с ним мирян на приходах, некоторые задавали вопрос: «Батюшка, это что, что-то новое приняли?» – «Нет, – говорят наши батюшки, – Ничего нового нет, все это хорошо забытое старое».

Пожалуй, каждому из служителей алтаря Господня приходилось сталкиваться с ситуацией, когда человек приходит в храм и до конца не понимает, зачем он приступает к Чаше. Кто-то воспринимает Таинство как лекарство телесное, а также панацею от своих житейских проблем. Кто-то считает, что участие в Евхаристии – его долг: «Должен причащаться, потому что христианин». Но они до конца не понимют самого главного: участие в Таинстве Евхаристии – это встреча с живым Богом. Необходимо осознать, что, участвуя в богослужении, мы соединяемся с самим Господом. И тем, кто служит, и мирянам, наверняка, довелось ощутить, как после участия в Таинстве Святого Причащения возникает желание остаться в храме и никуда не ходить, ничем не заниматься, то есть сидеть в храме и ни на какие житейские суетные дела не отвлекаться. Сразу вспоминается Евангельское повествование о Преображении Господнем, когда апостол Петр, ощущая состояние, которое не мог описать словами, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Вот так же хочется воскликнуть каждому из нас в такие моменты.

Когда мы совершаем богослужение, когда молимся, стоя в храме, и ощущаем, что участие в Божественной Евхаристии – это, прежде всего, соединение со Христом, великая радость, центральное событие жизни каждого из нас, тогда и подготовка к Таинству Святого Причащения для нас из формальности, порой тяжелой и сложной, но необходимой, превращается в подготовку и ожидание радостной встречи с Господом.

Бывает, человек приходит на исповедь и начинает рассказывать о том, что он сделал для того, чтобы причаститься: «Батюшка, я читал все необходимые каноны, я постился положенные дни». А дальше – всё. То есть «на этом основании вы меня допустите ко Причащению». Нет осознания грехов, нет осознания того, к чему и зачем человек приступает, но есть отчет о том, что «я  все необходимое сделал» Каноны прочитал, дни положенные отпостился – хочу причащаться.

И вот здесь, мне кажется, тот, кто служит у престола Господня, должен быть примером для своей паствы, в том числе в отношении к Таинствам Святой Церкви, и, конечно, к самому главному Таинству – Евхаристии. Если мы будем не только говорить о том, для чего необходимо причащаться, но еще и являть в своем служении, в своем отношении к Таинствам этот пример, то конечно, это сделает намного больше, нежели множество красивых, правильных и благочестивых слов.

В беседах и проповедях мы говорим, что участие в Евхаристии есть соединение с самим Господом и многие скажут: «Это же очевидно, что Таинство Евхаристии – это центр жизни христианской общины, это центр жизни каждого христианина!» Но, к сожалению, со временем некоторые «привыкают» к Таинству и воспринимают участие в Божественной литургии как нечто обыденное, привычное, совершаемое по необходимости. Нужно помнить о том, что каждая литургия – это наша встреча со Христом: мы причащаемся Тела и Крови Господних и воспринимаем величайшую святыню. Даже Ангелы, более совершенные творения, нежели мы с вами, не могут принимать Тело и Кровь Господни, а мы причащаемся из Чаши Христовой.

Осознавая это, мы должны постараться сделать так, чтобы подготовка к Таинству Святого Причащения для наших прихожан, подготовка к служению Божественной литургии для нас самих стала именно подготовкой к встрече с живым Богом, радостным ожиданием встречи со Христом – не просто формальностью, вычитыванием канонов, совершением положенных правил, но именно стремлением, ожиданием поскорее соединиться с Господом, воспринять Тело и Кровь Христовы.

В основе публикации –  
доклад протоиерея Владимира Матусова
на конференции с участием духовенства и мирян
Сибирского федерального округа

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓