Можно ли регламентировать Причастие?

19.09.2013 Можно ли регламентировать Причастие?

Своим мнением об обсуждаемом проекте документа «О подготовке ко Святому Причащению» поделился протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ.

− Думаю, что в основе такого документа должны быть каноны, примеры из жизни и любовь к людям. Таинство Евхаристии – таинство любви, если ее не будет, любые документы будут просто мертвым грузом.

Документ такой, конечно, нужен, поскольку практика подготовки к Святому Причащению на приходах очень разная. Даже в Москве в одном храме причащают, в другом – нет, в одном три дня постятся перед принятием Святых Таин, в другом – один, в третьем вообще без всякого говения люди подходят к причастию. Так что тут надо, конечно, ввести какое-то общее положение как рекомендацию, ориентир. 

Есть каноны церковные, ими нужно руководствоваться. Документ, проект которого обсуждается, важен для сведения, как и что происходит. Но все равно будут различия в практике, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами, документ это не изменит. Ведь важно еще состояние души человека, его совесть – он поступит так, как считает правильным. Внутрь не заглянешь, сердцу не прикажешь, а что у него внутри, только сам человек знает.

Проект хороший, добрый, но, как мне кажется, еще нуждается в дополнении и, возможно, переработке.

А чем, по Вашему мнению, можно было бы дополнить документ?

− Вот, например, почему мы говорим об опыте только Русской Православной Церкви? В практике Болгарской, Элладской, Румынской и других Церквей есть множество моментов, о которых можно было бы поговорить. В ряде Церквей причащаются без исповеди – это Таинство совершенно отдельно от причастия. То же самое практиковал митрополит Сурожский Антоний (Блюм), так же поступают во многих православных приходах на Западе – люди подходят к Причастию по необходимости, когда им надо причаститься, и это не связано напрямую с Таинством исповеди.

Как мне кажется, положив в основу документа каноны, которые есть в Церкви Православной, нужно ознакомиться с практикой, которая есть не только в нашей, но и в других Поместных Православных Церквах, и уже из этого делать выводы, которые основываются на Евангелии. Есть правила святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, труды других отцов. Есть практика и рекомендации различных православных богословов. Полагаю, что все это нужно суммировать, смотреть и выносить на обсуждение.

По Вашим наблюдениям, практика, которая принята на вашем приходе, соответствует той, что описана в проекте документа как нормативная?

− Не во всем. Все решается очень индивидуально – приход очень многообразный и неординарный. Поэтому одному что-то можно допускать, другому нет – все это решается в личном плане духовником.

В принципе, мне кажется, стоит, чтобы о проекте документа миряне тоже сказали свое слово: что они думают по поводу своих детей, как они готовят их к причастию, есть ли смысл читать детям все правило. Скажу по опыту своей жизни: я стал читать Правило ко Святому Причащению, когда мне исполнилось лет четырнадцать-пятнадцать, не раньше, и ни родители, ни духовники меня не заставляли это делать – достаточно было прочесть несколько молитв и послушать чтение молитвенного правила, если оно читалось перед самым причастием.

Возможны самые разные ситуации, так что вряд ли можно дать единые указания на все. Думаю, стоит и далее поработать над документом.

Специально для портала "Приходы"

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Яндекс.Метрика