Анна Зайцева: Быть регентом – ответственность перед Богом и людьми

29.11.2016

Анна Зайцева

Анна Владимировна Зайцева уже шесть лет является регентом Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора в Хабаровске. Имеет высшее музыкальное образование консерваторском отделении кафедры хорового дирижирования Хабаровского государственного института искусств и культуры. Кафедральный собор в «седьмой столице России»  – самый большой храм от Дальнего Востока до Урала и четвертый по величине в стране. Анна – молодая, миниатюрная и очень светлая девушка, которая исполняет непростую роль руководителя хора.


Анна, как Вы пришли в церковный хор?

– В 2002 году на первом курсе института преподаватель вокала предложила мне устроиться в Успенский собор Хабаровска в качестве певчей. С некоторым сомнением я решила попробовать свои силы в церковном хоре и успешно прошла  прослушивание у регента Людмилы Анатольевны Телегиной. На службе многое поначалу казалось сложным и непонятным, но с Божьей помощью и под чутким  руководством  регента хора постепенно пришли понимание хода богослужения и интерес к самой службе.

 Что для Вас значит быть регентом?

– Быть руководителем, в том числе регентом церковного хора – это, в первую очередь, конечно, большая ответственность перед Богом и людьми. В храме необходим не только профессионализм и знание дела, но  и мудрость в отношениях с людьми, внимание к ним и к тому, чтобы они правильно относились к богослужению, а это очень непросто.

Какие трудности сейчас испытывают регенты при своем служении?

– Думаю, что сейчас это не только нехватка профессиональных певчих на клиросе, но и  встречающееся порой отношение членов хора к церковному пению как к обычной светской работе. Здорово, когда в человеке, поющем на клиросе, сочетаются и профессионализм, и  внимательное, чуткое отношение к богослужению, понимание его значимости.

Что делать, если не все певчие верующие?

– Хорошо, когда церковное пение одновременно сопряжено с красотой песнопений, их проникновенным исполнением и  молитвенным настроем поющих. Это помогает служению духовенства в алтаре и молитвенному участию верующих в храме. Если певчий на клиросе не является верующим, то ему необходимо особое внимание, активное вовлечение в процесс изучения хода богослужения. Нужно привить такому певчему теплое отношение к храму, что в будущем, возможно, подтолкнет его к принятию православной веры.

Для вас это профессия или хобби?

– Для меня храм тоже когда-то  был просто местом трудоустройства по специальности. Я была крещеной, но не была верующей. Теперь храм – это часть моей жизни, а не просто профессия или хобби, и я не представляю своей жизни без него.

Вы или ваши певчие легко признаетесь, что поете в церковном хоре, не зазорно ли это для них?

– Если любишь храм и дело, которым занимаешься, то признаться, что поешь на церковном клиросе, вовсе не зазорно – наоборот, радостно, что в жизни представилась возможность заниматься тем, что нравится.

Как подбираете  репертуар? На свой вкус? И дотягивают ли до этого уровня возможности  хора?

– Репертуар хора изначально  формируется по согласованию с духовенством, с правящим архиереем. Заранее оговариваются рамки исполнения и пожелания к репертуару, на основе которых регенту уже можно подобрать произведения, отвечающие возможностям хора.

А каков уровень других певчих и хоров храмов епархии?

– Профессиональный уровень певчих центральных храмов города достаточно высокий. В каждом храме есть своя изюминка в исполнении песнопений, достаточно слаженный ансамбль и творческий подход к своему делу. Отдаленные (поселковые) храмы имеют некоторый недостаток как в певчих, так и в руководителях церковных хоров, где клирошане редко имеют музыкальное образование.

А где-то ваш хор поет еще, кроме храма? Может быть, участвует в миссионерских концертах или культурных акциях?

– Помимо участия в богослужениях, хоры центральных храмов города имеют возможность выступления в светских и духовных музыкальных фестивалях, тематических миссионерских концертах и дополнительных епархиальных мероприятиях.

Если в хоре бывают нестроения, как с этим справляетесь?

– Как в любом коллективе, на клиросе тоже иногда случаются нестроения; это чаще всего  происходит  в условиях наиболее плотного графика участия в богослужениях, при больших нагрузках на фоне общей усталости. Тогда и руководителю, и певцам особенно необходимы исповедь и причастие Святых Христовых Таин. И, конечно же, всегда нужны встречи и общение в неформальной обстановке, без которых в коллективе трудно удержать дружественную атмосферу  и сплотить совершенно разных по характеру людей. Создать теплую семейную атмосферу на клиросе – еще одна из задач руководителя церковного хора.

Беседовала Юлия ШУТОВА

 

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓