Страсбургская россыпь

06.10.2014 Закладной камень.jpg

Десять лет ожиданий, десять лет молитв, десять долгих лет надежд. Дорога к своему храму у страсбургского православного прихода Всех святых была долгой и непростой. И лишь когда закладной камень с особой грамотой наконец-то лег в еще пока мягкий незастывший цемент, многие, если не все, вздохнули с облегчением: их мечты и чаяния близки к осуществлению. Нынешний праздник святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии православные не только города, но всего региона запомнят как один из самых счастливых и радостных дней их жизни: наконец-то в Эльзасе появится первый и пока единственный православный храм − церковь Всех святых.

Православный приход в Страсбурге появился в 2003 году и объединил как выходцев с постсоветского пространства – русских, украинцев, белорусов, молдаван, грузин, так и представителей других православных стран − сербов, болгар, греков, румын. Сейчас это порядка тысячи человек, проживающих не только в самой столице Эльзаса и ее окрестностях, но и в близлежащих городах Франции и Германии.

Здание бывшего гаража, где расположена православная община Всех святых.jpg

Здание бывшего гаража, где расположена православная община Всех святых.

Бывшее здание гаража с небольшими и тесными комнатами, нечастая возможность проводить свои богослужения в католических храмах, любезно предоставляемая местным духовенством − с одной стороны, это еще больше сплачивало и укрепляло общину, с другой стороны, с каждым днем ощущалась острая потребность в своем собственном храме. И не только потому, что хотелось своего освященного престола, расписанных в близкой духовной традиции стен и купола, уносящего ввысь, к Нему. Просто хотелось наконец-то ощутить себя дома. Даже в чужой стране, временно или постоянно ставшей Родиной.

Православное богослужение в католическом храме.jpg

Православное богослужение в католическом храме.

Православная литургия в католическом храме − действо более чем необычное, но уже привычное для страсбургских orthodoxes. Открытая алтарная часть без иконостаса и царских врат, огромное распятие на одной из стен, словно нависающее над пришедшими в собор, скамьи, которые на протяжении всей службы так и остаются невостребованными... Тут словно окунаешься в историю, попадаешь во времена, когда о разделении церквей на Западную и Восточную, на католическую и православную еще и не помышляли. Церковь святого Трофима в Эшо, небольшом городке неподалеку от Страсбурга, временный приют для православной общины Всех святых, − именно такой лабиринт в прошлое.

Храм св Трофима.jpg

Храм св Трофима.

Построенная в VIII веке, несколько раз за века своего существования перестраивавшаяся и восстанавливавшаяся, хранительница с самого момента своего основания и вплоть до начала французской революции мощей Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, она становится совсем иной, когда под ее средневековыми сводами вдруг начинает петь православный многоголосый хор. Отстраненный холод стен, молча кричащих о крестовых походах, рыцарстве, истории папства, вдруг преображается в нечто теплое и близкое по духу и менталитету от одной лишь иконы и зажженной возле нее свечи. Это уже не лишь католический собор в привычном понимании этого слова. Здесь особо ощущается вся кафоличность, некая бердяевская «вселенскость».

Исторический мощевик.jpg

Исторический мощевик.

27 и 28 сентября тут, в непосредственной близости от исторического саркофага, в котором некогда хранились мощи святых мучениц–отроковиц и их матери, перенесшей бескровное мученичество, в их честь и память возносились православные молитвы. А тут же, за стенами собора, местные жители наслаждались своим долгожданным празднеством – Днем средневековья, который по традиции отмечается раз в два года в последнее воскресенье сентября. Парадное шествие в исторических костюмах по улицам городка, шум, веселье, ликование. Неожиданно эти два совсем разных по смыслу и стилю торжества вдруг соединились в одно: православный крестный ход с иконой Веры, Надежды, Любови и матери их Софии привлек внимание ликующих французов − в средневековых костюмах они хлынули на территорию собора святого Трофима.

Литургия на улице в Эшо.jpg

На улице в Эшо.

О православной общине Страсбурга здесь уже хорошо знают, как знают и о мученицах, равно почитаемых и православными, и католиками. Администрация города, как и его жители, отчасти даже гордятся тем, что в их соборе совершаются и православные богослужения, на которые они нет-нет, а порой захаживают. И из любопытства, и из гостеприимства. Правда, участия в литургиях не принимают, а становятся в стороне, в самых последних рядах скамеек. Смотрят внимательно в попытке понять происходящее. Вслушиваются во французский перевод православных богослужений. Иногда перекидываются парой-тройкой слов.

Французы, пришедшие на православное богослужение в католический храм.jpg

Французы, пришедшие на православное богослужение в католический храм.

Среди всей этой немного странной толпы французов, столь выделяющихся среди небольшого числа православных верующих, приехавших в Эшо, взгляд останавливается на ней − маленькой, хрупкой, кажущейся одинокой пожилой женщине в платочке и светлом плаще. В отличие от многих, в ее взоре нет вопросов, любопытства и ожидания. Он просто светится. Верой, Надеждой, Любовью. Мудростью. Ее зовут Мария. Француженка по рождению, католичка по воспитанию, почти двадцать лет назад она приняла православную веру. А с момента образования прихода Всех святых стала одной из самых верных его прихожанок. Тихая и на первый взгляд незаметная, Мария буквально освещает пространство храма вокруг себя, впрочем, как и всё, где бы она ни появлялась потом, будь это торжественный прием в честь высоких гостей, приехавших на закладку камня в основание православного храма в Страсбурге, или сама торжественная церемония. Взгляд постоянно ищет Марию, и, когда видишь ее, душа словно бы успокаивается.

Мария и игумен Филипп (Рябых).jpg

Игумен Филипп (Рябых) и прихожанка Мария.

Для нее Православие − это такой же долгий и трудный путь, как и строительство храма Всех святых для русскоязычной общины Страсбурга. И возведение православной церкви − словно некая награда за все ее многолетние поиски себя, собственной веры и Его. Уже потом, в конце радостной церемонии, когда каменный квадрат с выгравированной на нем табличкой займет свое место в основании будущей церкви и возглавивший торжество архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, освятит по периметру строящийся религиозный комплекс, она с необыкновенным светом в глазах признается, что именно этот день − один из самых больших праздников в ее жизни. Вернее, в ее душе.

Архиепископ Марк освящает стройку.jpg

Архиепископ Марк освящает стройку.

Строительная площадка неожиданно кажется небольшой, а уже возведённый цокольный этаж визуально сужает пространство будущего 42-метрового храма, несколько ограничивая полет фантазии, рождающийся при просмотре баннера с проектом церкви. На белом полотне видно белокаменное шатровое строение с теперь уже зеленой кровлей и тремя куполами − основным и двумя боковыми. За последний год план претерпел значительные изменения благодаря привлечению к строительству нового архитектора − Дмитрия Пшеничникова. Он попытался еще больше усилить «традиционность» в соответствии с формами и приемами православного зодчества, причем не только снаружи, но и внутри храма. Снаружи, например, это три яруса закомар с ажурными золочеными подзорами, а также резной каменный портал с мозаичным панно. Внутри − создание необычной системы скрытых источников света, что, по мнению русского архитектора, создаст во внутреннем пространстве некий образ «света или Града небесного».

Стройка в живописном районе.jpg

Стройка в живописном районе.

О том, что, в конце концов, появится здесь, в нескольких километрах от важнейших европейских институтов - Совета Европы и Европейского парламента, можно лишь догадываться или мечтать. Как делает это та самая Мария и сотни других православных не только города, но и региона, страны, близлежащих государств и даже России. Как делает это и настоятель прихода и строящегося храма, представитель русской Православной Церкви при Совете Европы игумен Филипп (Рябых), который, смахнув всю усталость от нескольких лет ожиданий, с трепетом и потаенной надеждой теперь проводит большую часть своего времени на строительной площадке. Руководя, консультируя, контролируя и, конечно же, молясь и благодаря Бога за каждый сантиметр все возрастающего храма.

Милена ФАУСТОВА

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓