«Трудный» подвиг»
«Трудный» подвиг»

«Трудный» подвиг»

26.03.2014

В молитве преподобного Ефрема Сирина, которая читается Великом постом в храмах, мы прежде всего просим:  «Господи и Владыко живота моего,  дух праздности … не даждь ми».

«Праздность  – это состояние  обратное  тому, в которое погружается человек, отвечающий на Божию заповедь о труде… это некое затхлое болото, в котором возбуждаются и рождаются опасные для человека духовные организмы. Именно поэтому слова апостола Павла о том, что тот, кто не работает, тот и не ест, являются не только констатацией некоей божественной справедливости, но также и заветом, заповедью Божией… Если труд есть некое оружие, некий механизм, способ работы над самим собой и движение вперед, к победам, то  праздность  есть духовное саморазоружение человека», − напоминает в одной из своих проповедей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (слово в Троицком соборе Данилова монастыря 7 марта 2011 г).

Понятно, что мы призываемся далеко не только к физическому труду, но к борьбе со страстями, устроению своего внутреннего мира, совершенствованию ума… Но и к физическому труду тоже. Недаром в столь многих житиях можно прочесть о том, что подвижники, угодники Божии отличались трудолюбием.

В Киево-Печерском патерике несколько подвижников этой обители особо именуется трудолюбивыми.

Таков, например, преподобный Аммон Трудолюбивый, затворник Печерский (ХIII в.). Святой ходил на Афон и в Иерусалим. По возвращении оттуда он прославился своими подвигами. Был образцом святой жизни для братии.

Преподобный Арсений Трудолюбивый жил в ХIV веке. Этот подвижник отличался трудолюбием и, подвизаясь в пещерах Киевской обители Успения Пресвятой Богородицы, не зная отдыха, постоянно молился и принимал пищу только с заходом солнца. За свое смирение и трудолюбие принял от Господа дар чудотворений.

Преподобный Зинон, постник и трудолюбец Печерский. В 3-й песни канона преподобным в Дальних пещерах он прославляется как «сияющий постом».

Преподобный Исаия в числе других Киево-Печерских святых подвизался в ХI – начале ХII вв. Основным подвигом его жизни были безмолвие и неутомимый труд, за что он именуется Трудолюбивым. Скончался святой подвижник в 1115 году.

Преподобный Лонгин, вратарь Печерский, проходил послушание в Киево-Печерском монастыре. Его молитвенное усердие и смиренное трудолюбие были вознаграждены Господом − печерский привратник сподобился дара прозорливости. Людей, приходивших в Лавру с добрыми намерениями, ободрял, а злых нещадно обличал и приводил к покаянию.

Пример работоспособности и трудолюбия являл своим ученикам Игумен земли Русской − преподобный Сергий Радонежский. Приняв пострижение в монашество от игумена Митрофана, он положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. 

Еще один молитвенник Русской земли, преподобный Нил Сорский происходил из рода бояр Майковых. Преподобный много путешествовал по Востоку, изучая монашескую жизнь в Палестине и на Афоне. Возвратясь на Русь, он удалился на реку Сору в Вологодской земле, поставил келлию и часовню, где вскоре возникла обитель с новым в то время у нас скитским уставом, заимствованным преподобным Нилом на Афоне. По завету преподобного Нила, иноки должны были питаться трудом рук своих, милостыню принимать только в крайней нужде, избегать вещелюбия и роскоши даже в церкви. Расселившись вокруг небольшой церкви в честь Сретения Господня в лесу, в отдельных келлиях по одному, по два и не более трех человек, скитники накануне воскресных и других праздничных дней собирались на сутки к Богослужению. В своей жизни святой подвижник отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием. Он сам выкопал пруд и колодезь, вода которого имела целительную силу. За святость жизни старца Нила глубоко почитали современные ему русские иерархи.

Преподобный Иов, игумен Почаевский. В начале ХVII века преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители, славной своей чудотворной Почаевской иконой Божией Матери. Братия обители, полюбив святого отшельника, избрали его своим игуменом. Преподобный Иов, ревностно исполняя должность настоятеля, был кроток и ласков с братьями, сам много работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря.

По всему миру святые не только совершали подвиги молитвы и поста, но и постоянно и усердно трудились.

Преподобный Феофан Исповедник Сигрианский вырос при дворе и стал сановником императора Льва Хазара (775–780). По благословению старца Феофан устроил монастырь на острове Калоним в Мраморном море и затворился в келлии, занимаясь переписыванием книг. В этом занятии Феофан достиг высокого мастерства. Затем преподобный Феофан основал еще один монастырь в Сигрианской области, в месте, называемом «Великое Село», и стал его игуменом. Преподобный сам принимал участие во всех монастырских работах и для всех был примером трудолюбия и подвига. Он был удостоен от Господа дара чудотворения: исцелял болезни, изгонял бесов. В 787 году в Никее собрался VII Вселенский Собор, который осудил ересь иконоборчества. На Собор был вызван и преподобный Феофан. Он прибыл в заплатанном рубище, но просиял Богодухновенной мудростью в утверждении догматов истинного Православия.

Преподобный Пахомий Великий, наряду с Антонием Великим, Макарием Великим  и Евфимием Великим, является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Всех учеников его поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все монастырские работы: возделывал сад, беседовал с приходящими, просившими наставления, и служил больным. Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.

Преподобные Патермуфий и Коприй. Патермуфий сначала был язычником и атаманом шайки разбойников, но потом раскаялся, крестился и удалился в пустыню. Всю последующую жизнь преподобный посвятил служению больным и погребению умерших. За трудолюбие и подвиги Патермуфий получил от Бога дар чудотворения.

Преподобный Памва подвизался в Нитрийской пустыне Египта. Преподобный Пимен Великий говорил о нем: «Три дела мы видели у отца Памвы: голод всякий день, молчание и рукоделие». Святой был образцом трудолюбия для своих учеников. Каждый день он работал до утомления, питался хлебом, заработанным собственным трудом.

Святой мученик Полихроний пресвитер - сын земледельца. Был воспитан в любви к труду и в христианском благочести Достигнув совершеннолетия, Полихроний ушел из родительского дома в Константинополь и стал трудиться на одном из богатых виноградников. Хозяин виноградника удивлялся трудолюбию и подвижнической жизни юноши. За хорошую работу святой получил много денег, на которые построил храм. Вскоре и он был посвящен в сан пресвитера. По преданию, святой Полихроний участвовал в деяниях I Вселенского Собора. Он был убит еретиками (арианами) в алтаре храма (IV в.).

Святая Горгония, сестра святителя Григория Богослова, отличалась высокими добродетелями, благочестием, кротостью, рассудительностью и трудолюбием. Ее дом был всегда пристанищем бедняков.

Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, родился в вологодских пределах. В молодости он трудился на солеварнях, где был «водоносцем». С тяжелым трудом святой соединил строгий пост и молитву. Позже он перешел в Ростов, где начал подвиг юродства. Носил вериги в виде тяжелых железных крестов и на голове большой железный колпак, за что прозван был «Иоанн – Большой колпак». В Москве ходил босой и почти нагой даже в самые лютые морозы, предсказывал большие беды России, смутное время и нашествие поляков, говоря, что «в Москве будет много видимых и невидимых бесов».

Святой исповедник Иоанн Русский родился в конце ХVII века в Малороссии и воспитывался в благочестии и любви к Церкви Божией. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу, служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне. Во время Прутского похода 1711 года Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые продали его начальнику турецкой конницы. Несмотря на мучения, которым он был подвергнут, и уговоры хозяина, пленник отказался принять ислам, но остался верным Христу. Тогда хозяин заставил Иоанна ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого. С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. В зимнюю стужу и в летний зной, полунагой и босой он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. Праведный Иоанн никогда не сердился на них − напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. Иногда он покидал свое тихое убежище и под покровом ночи приходил к храму святого великомученика Георгия, где на паперти усердно молился, преклонив колени. В этом же храме по праздникам он причащался Святых Христовых Таин. В то же время праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину и, несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждавшимся и больным и делил с ними свою скудную пищу.


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.