Качи-Кальон: родной дом экстремалов и монахов

04.01.2015 DSC_2932.JPG

Одно из красивейших мест крымского горного массива облюбовали не только приверженцы экстремальных видов спорта, но и монахи. Причем монахи сделали это значительно раньше – в конце VIII века, когда там появился монастырь святой Анастасии Узорешительницы.

Экстремалы

На вершине огромной скалы внезапно возник еле различимый человеческий силуэт. Постояв несколько мгновений у края обрыва, человечек быстро отошел назад, на пару секунд исчезнув из виду. Затем появился вновь, и, стремительно пробежав несколько метров, полностью отделился от могучей каменной громады.

При этом его крохотная фигурка уменьшилась до размеров чуть заметной на фоне облачного неба черной точки, которая зависла в открытом пространстве. У меня перехватило дыхание, резко сжалось сердце, но я не успел даже ахнуть, как черная точка камнем полетела вниз. Лишь одно емкое слово пулей пронзило мой мозг: «Конец!» Однако, не успев произнести его вслух, я увидел, как над падающей точкой раскрылся огромный купол парашюта. «Слава Богу!», − как бы само собой и вполне естественно в данной ситуации вырвалось из моих уст. От только что пережитого нежданного стресса я с большим опозданием вскинул в рабочее положение свою фотокамеру и успел запечатлеть только финальные этапы плавного приземления отчаянного смельчака.

DSC_1433.JPG

Качи-Кальон… Этот знаменитый крымский горный массив, изрытый фантастически живописными «пещерами» естественного происхождения, расположен недалеко от Бахчисарая – бывшей столицы некогда могущественного Крымского ханства. Ежегодно сюда приезжают несколько сотен любителей острых ощущений, готовых бросить вызов судьбе, испытать силу своего духа, твердость характера, прочность нервов. В этом году в лагере таких романтиков экстремального спорта довелось побывать и мне.

Компания моих новых знакомых оказалась весьма разношерстной. В нее затесались люди самых разных профессий – от молодых бизнесменов и топ-менеджеров крупных корпораций до складских грузчиков и свободных художников. Несмотря на столь значительный разброс социальных статусов, всех обитателей палаточного лагеря, временно разбитого у подножия Качи-Кальона, прочно связала страсть к свободному полету и любовь к потрясающим красотам горных окрестностей Бахчисарая. Большинство из них с детства бредят мечтой увидеть захватывающие панорамы одного из самых восхитительных уголков Крыма с высоты птичьего полета и почувствовать себя сильной и гордой птицей, парящей над скалистыми горами, холмами, оврагами, руслами пересохших речушек и залитыми солнцем долинами виноградников. Правда, в эти дни погода была преимущественно пасмурной и дождливой, но и это досадное недоразумение не испортило ярких и позитивных впечатлений от восхождений в горы и тесного общения с дикой природой.

DSC_1331.JPG

Небезопасное увлечение этих ребят называется роупджампинг – прыжки со свободным падением и последующим зависанием на системе из альпинистских веревок и снаряжения. Такие прыжки совершаются с высоких мостов, крыш небоскребов, заводских труб, обрывов или скал. Если позволяет высота объекта, то также практикуются и прыжки с парашютом. Природные условия Качи-Кальона позволяют прыгать и с веревками, и с парашютом.

На мой вопрос о том, что дает им прыжок с веревкой или парашютом с высоченной скалы, большинство из опрошенных мною ребят ответили приблизительно так: «Преодолеть свои страхи, испытать захватывающее и ни с чем не сравнимое волнение от свободного полета, увидеть стремительно несущуюся навстречу тебе твердую землю и вкусить радость жизни в нескольких метрах над поверхностью…»

DSC_1448.JPG

Монахи

Удивительное совпадение заключается в том, что Качи-Кальон облюбовали не только приверженцы экстремальных видов спорта, но и монахи. Причем монахи сделали это значительно раньше – в конце VIII века. Именно в то время была сооружена первая церковь древнего христианского монастыря, основанного в этих местах неизвестными подвижниками. Место для монастыря было выбрано не случайно: обилие гротов и пещер естественного происхождения способствовало благополучному решению многих, выражаясь современным языком, инфраструктурных проблем. Монахам было где жить и молиться. В самом большом из гротов издавна бил источник, кристально чистая и очень вкусная вода которого считалась целебной.

DSC_1476.JPG

Совершив восхождение к Большому гроту (он имеет также другое название – Церковный) и осмотревшись с высоты вокруг, легко заметить, что от своеобразной и несколько аскетичной красоты этих мест веет поэзией. И люди, селившиеся здесь с древнейших времен, слагали о них легенды, в которых тонко переплетались трагизм и суровость повседневной жизни и возвышенная, одухотворенная поэзия. В одной из таких легенд, дошедшей до наших дней, рассказывается о том, что в пещерах Качи-Кальона в незапамятные времена прятались мерзкие чудовища и змеи. Люди их боялись и с наступлением ночи запирались в хижинах, загнав скот в хлев. На краю деревни жила вдова с дочерью Анастасией. Мать пасла козлят и ягнят, а трудолюбивая дочь старательно ей помогала.

12.png

Однажды вечером, когда их стадо спускалось к селу, выскочило многолапое чудовище и, схватив одну из овец, потащило ее к пещерам. Не испугалась девочка змея, бросилась было спасать овцу, но поскользнулась на камне и, хромая, стала медленно спускаться к дому. Тем временем стемнело. Окружили ее и до смерти замучили страшилища. Кричала она так громко и жалобно, что не выдержали скалы, попадали со сводов пещер камни, похоронив под собой и невинного ребенка, и мерзких чудовищ.

DSC_1504.JPG

А утром поднялись в большой грот жители деревни и видят: скала плачет, сочится из нее чистейшая вода, как детская слеза. Позднее источник был освящен во имя святой IV века  − великомученицы Анастасии Узорешительницы. Ее имя получил и основанный здесь монастырь.

Первыми насельниками обители были выходцы из Византии, вынужденные бежать в Таврику, спасаясь от преследований иконоборцев. В Качи-Кальоне посреди потрясающей по красоте природы и в царящем здесь безмолвии поборники чистоты православной веры получили возможность сосредоточенно, усердно и безопасно служить Богу.

11.png

Распространение почитания святой Анастасии Узорешительницы в период VI – VIII веков из Константинополя приходит на юго-запад, юг и северо-восток Европы. На островах греческого архипелага и юге Италии, Сицилии и Кипре, Сардинии и Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой. Вполне разумно и естественно было испросить защиты для этой обители на Качи-Кальоне именно у святой Анастасии Узорешительницы – покровительницы гонимых за веру христиан, которая, как показала история монастыря, не раз помогала насельникам обители в испытаниях и лишениях.

DSC_1257.JPG

В наши дни численность братии Анастасиевского скита (исторического наследника монастыря св. Анастасии Узорешительницы) невелика, что вполне соответствует классическим канонам пустынножительства. Вместе с игуменом монастыря иеромонахом Дорофеем здесь насчитывается семь человек братии и до 30 человек трудников (добровольных помощников, волонтеров) в летний сезон.

DSC_1234.JPG

Настоятель и насельники собственными руками заботливо украшают свой главный храм в византийском стиле. С Божьей помощью им удалось освоить и наладить в стенах своей обители совершенно уникальный, высокохудожественный и подлинно народный промысел – бисероплетение. По специальной технологии монахи плетут из бисера редкой красоты лампады, изящные разноцветные крестики, всевозможную церковную утварь и православные сувениры. Среди многочисленных лампад ручной работы не найдется и двух одинаковых, каждая из них создана с молитвой, неповторима и уникальна. 

DSC_1213.JPG

По художественной концепции оформления сам главный храм Анастасиевского скита часто называют бисерным храмом.

Экстремальные богомольцы

Вот таких разных по характеру, мировоззрению и образу жизни людей встретил я в октябре 2014 года на Качи-Кальоне. Иногда я видел, как некоторые экстремалы, совершив очередной головокружительный прыжок, медленно поднимаются в скит по импровизированной лестнице, ступеньками которой служат сотни аккуратно уложенных автомобильных шин, ставят свечку и тихо молятся. 

14.png

Я не уверен в том, что монахи одобряют рискованное увлечение джамперов, но к «экстремальным богомольцам», относятся терпимо, со сдержанным пониманием. В конце концов, и тех, и других роднит любовь к одному из самых замечательных, красивых, таинственных и загадочных мест на нашей планете.

Вадим РУТКОВСКИЙ (Москва)
Публикация 
сайта Симферопольской епархии


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.