Наша жизнь от Креста до Успения
Наша жизнь от Креста до Успения

Наша жизнь от Креста до Успения

21.08.2013

Перевалил за середину Успенский пост. За редкими исключениями, такими, как в этом году, когда из-за поздней даты празднования Пасхи Петров пост длился всего одиннадцать дней, Успенский − самый короткий из четырех многодневных постов церковного года. Он длится всего две недели: начинается 14 августа праздником Происхождения  (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (в народе этот день получил именование Медового Спаса), центр постного поприща – Преображение Господне, а завершение – 28 августа, в праздник Успения Божией Матери.

История

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. В беседе святителя Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны − весенний пост, в Четыредесятницу, для лета – летний, в Пятидесятницу (Петров пост), для осени − осенний, в седьмом месяце (Успенский), для зимы – зимний (Рождественский)».

Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда, подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Окончательно установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане в согласии с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа. Вальсамон об этом Соборе пишет: «Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам святейший патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября».

Смысл

Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост, – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», − говорит: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1. 21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира. «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице…», – напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию, Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира и готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся Ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться Ее чистоте и восхваляя Царицу Небесную.

В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это, в первую очередь, воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть в отношения с ближними мир и согласие, если они утеряны.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников. Со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм − Десятинная церковь − был посвящен Успению Богородицы. К XIV столетию Успенские соборы были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен в честь Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквах, устрояемых апостолами в разных странах. Она и Сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Богородицей Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Он сообщил Пресвятой Деве, что через три дня закончится путь Ее земной жизни и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Матерь Божия стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате собрались любившие Ее люди. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы, и сошел с Неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников. Богоматерь взирала на Своего Сына и, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания предала в Его руки Свою чистую душу. Вспоминая это событие, Церковь в одном из своих песнопений воспевает: «Ангелы успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо».

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел прибыть вовремя, и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Пречистая Дева, чтобы он смог поклониться Ей в последний раз. Но вошедшие в пещеру увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь изволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело Своей Матери.

Про еду

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу монастырский устав предписывает сухоядение, то есть самый строгий пост, без приготовления пищи на огне; во вторник и четверг – «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей. В праздник Преображения Господня по церковному Уставу полагается на трапезе рыба.

Каждому человеку необходимо определить свою меру поста. Один может понести постный подвиг в полном объеме, и это будет ему на пользу. Другому, наоборот, следует ослабить пост. Поститься не так строго, как написано в церковном Уставе, могут болеющие люди. Болезнь — тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вред здоровью. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача, священника. Своя мера поста − у беременных, у военнослужащих, у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Конечно, особая тема — детский пост. Порой лучше договориться с детьми о том, что постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами лучше подойти к своему духовнику или священнику, которому доверяете.

До праздника Преображения Господня, когда в храмах были освящены начатки нового урожая, верующие по традиции воздерживались от яблок и других плодов. Смысл их освящения заключается в том, чтобы принести Богу благодарность за новый урожай, а не в том, что плоды во время освящения приобретают какие-то особенные свойства.

Плоды можно приносить в храм для благословения в любое время. Ведь если Господь через мудрых селекционеров устроил так, что яблоки зреют значительно раньше, чем в те времена, когда было установлено освящать плоды, то не стоит ждать, когда эти скороспелки испортятся. Их можно принести в храм, чтобы получить благословение, сказать: «Господи, благодарю Тебя за этот урожай!», после чего можно спокойно употреблять их в пищу.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным подобно тому, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое − живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление более питательной и приятной на вкус скоромной пищи и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление привычных грехов и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующем церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением; ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям: в императорской России даже гражданские законы запрещали в это время публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Три «Спаса»

«Медовый Спас» — это сугубо народное название одного из праздников, относящихся ко времени Успенского поста. 14 августа православные христиане отмечают Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

На Руси церковный смысл праздника тесно перемешался с народными традициями. Эти традиции в основном связаны с земледельческим циклом. Август шел на убыль, крестьяне собирали урожай и были погружены в хлопоты о том, как сохранить плоды трудов целого года.

По обычаю, на «Медовый Спас» в храмах освящали мед из нового сбора. Кроме того, именно с этого дня (14 августа по новому стилю) мед начинали подавать к столу. Хозяйки пекли на праздник  медовые коврижки и пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.

«Яблочный Спас» — народное название великого двунадесятого праздника, который приходится на период Успенского поста. 19 августа мы праздновали Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день для постящихся делается гастрономическое послабление: можно есть рыбу, приправлять пищу растительным маслом и подавать к столу немного вина.

В народе Преображение Господне связывали со сбором урожая винограда (на юге) и яблок. Начиная с 19 августа (по новому стилю), крестьяне начинали есть плоды нового урожая. В храмы приносили корзины, полные до краев яблоками, и священник освящал плоды. Дома пекли яблочные пироги, варили варенье.

Был на Руси и «Третий Спас» — «Ореховый». Так простой народ называл праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник находится уже за пределами Успенского поста и отмечается на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы. Народное его название связано с традицией собирать в ту пору лета орехи. А еще этот праздник именовали «Хлебным Спасом».

Подготовил Алексей Еремин

Иллюстрация с сайта Йошкар-Олинской епархии


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.