Борьба за человека

25.07.2019

00423-423123-2-032402131.jpg

В одной из публикаций в нашей рубрике «Вне зависимости», в которой рассказывалось о православном реабилитационном центре для женщин «Вектор-Калининград», была упомянута история Надежды Е. – одной из женщин, которая пришла в центр, чтобы избавиться от алкогольной зависимости. Оказалось, что она из Екатеринбурга, а посоветовал ей в этот трудный период жизни приехать на реабилитацию в Калининград ее духовный наставник протоиерей Игорь Бачинин, который не первый год занимается спасением людей от алкогольной зависимости. Магистр богословия, кандидат педагогических наук, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», член Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы – далеко не все его титулы. В чем же состоит работа обществ трезвости, что стоит в центре всех усилий? Почему борьба с зависимостью от алкоголя предполагает переустройство всей жизни человека и даже его семьи? Как близкие могут помочь в этой борьбе и почему порой их действия только подталкивают человека к пропасти? Об этом зашла речь в интервью с отцом Игорем. Борьба ведется не с человеком, а за человека – вот главное, что должен понимать желающий помочь ближнему в преодолении тяги к спиртному, уверен священник.

 

Итак, отец Игорь, насколько серьезна проблема пьянства в нашей стране, не слишком ли мы сгущаем краски?

– Однозначно нет! В настоящее время многие исследователи, занимающиеся изучением процессов, связанных с алкоголизацией современного общества, реальное положение дел характеризуют как алкогольную катастрофу России. Одной из причин этого является нравственный перевертыш: трезвость – естественное состояние человека – находится в небрежении, нетрезвость же пребывает в почете и порой даже возводится в ранг добродетели. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после своего избрания на самом первом заседании Синода выступил с предложением о создании Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Само название говорит о важности проблемы и о необходимости принятия неотложных мер.

Неужели все так серьезно?

– Вот факты, которые, как известно, упрямая вещь. Возраст приобщения к алкоголю подростков за последние двадцать лет снизился с 16 до 13 лет. В России 80 % несовершеннолетних постоянно употребляют алкоголь, а 33% юношей и 20% девушек делают это ежедневно. Последствия алкогольной катастрофы проявляются во всех областях человеческой жизнедеятельности. В первую очередь алкоголь разрушает самого человека физически и духовно. По оценкам специалистов, около одного миллиона человек в год умирают от причин, связанных с употреблением алкоголя и табака (отравления, сердечно-сосудистые и другие заболевания, убийства и причинение вреда здоровью в состоянии алкогольного опьянения и т.д.). В условиях демографического кризиса, который сейчас переживает страна, важно еще раз подчеркнуть, что основной причиной сокращения численности населения России является алкоголизация общества.

Алкогольная зависимость приводит к деградации личности, калечит душу человека. С духовной точки зрения, алкоголизм – страсть, которая лишает человека не только жизни временной, но и вечной. В Священном Писании говорится: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители… ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6. 9-10).

Страсть – это духовная сила, порабощающая личность, искажающая ее естественную природу. Поэтому главный вектор в приложении усилий для оказания помощи страждущему человеку в борьбе со страстью винопития должен быть направлен на достижение им трезвости. Трезвость – это естественное состояние личности, проявляющееся через здравомыслие, воздержание от алкогольных напитков и прочих одурманивающих веществ и действий, через умеренность в употреблении пищи и пития, охранение души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел, непрестанную бдительность в отношении себя.

В чем, на Ваш взгляд, кроются основные причины, заставляющие человека тянуться к рюмке?

– Одна из главных причин пьянства – это потеря современным человеком духовно-нравственных ориентиров. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров… Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов». Если главная причина пьянства духовно-нравственная, следовательно, и решаться задача отрезвления общества должна духовно-нравственными средствами…

…Какими же в первую очередь?

– Для достижения трезвости человеку необходима глубокая внутренняя работа над собой, направленная на формирование трезвенных убеждений. Трезвенные убеждения – это мировоззренческая конструкция, состоящая из системы взглядов и ценностных ориентаций, формирующая у человека осознанную потребность жизни в трезвости. Формирование этой потребности возможно педагогическими средствами в системе традиционного религиозного сознания, ориентированной на достижение личностью духовно-нравственных жизнеутверждающих смыслов и ценностей. И у нас есть ценный дореволюционный опыт того, как велась такая работа.

Могли бы Вы подробнее остановиться на этом?

– В царской России в 1917 году действовало более трех тысяч обществ трезвости при приходах. Они вели обширную религиозно-просветительскую, трезвенную работу. Благодаря этой деятельности большинство населения поддерживало идеологию трезвости и всячески содействовало ее утверждению. В наше время идет процесс возрождения православных трезвенных традиций. При храмах создаются общества трезвости, возобновилась практика принесения обетов трезвости.

Великим подвижником дореволюционного трезвенного движения был святой праведный Иоанн Кронштадтский. Им был организован Дом трудолюбия – воспитательно-образовательное учреждение для бедных людей, спасающее их от пьянства, лености, праздности, апатии, тунеядства. В 1882 году состоялось его открытие. Всякий желающий мог выполнять в Доме трудолюбия простую работу, получая за это здоровую сытную пищу, небольшую плату и ночлег.

В своей жизни насельники Дома трудолюбия руководствовались «Советами желающему избавиться от пьянства», составленными праведным Иоанном Кронштадтским. Основная суть их сводилась к следующему: «Пробудись от сна невежества и дурмана! Посмотри на себя, что с тобой стало! Как мучаешь ты себя и своих близких, сколько зла привносишь в мир! Скажи твердо и решительно, без тени сомнения: "Отрекаюсь от тебя, пойло сатаны! Сочетаюсь с Тобою, Господи Иисусе Христе! Спаси меня, изнемогаю. Одолевает коварный и хитрый враг меня. Придай крепости, твердости и постоянства в моем чистосердечном решении освободиться от пьянства. Да будет воля Твоя!"».

Можно привести и выдержку из письма профессора Московского университета, создателя системы национального воспитания детей Сергея Александровича Рачинского «К духовному юношеству о трезвости», где содержится глубокое богословское осмысление данной проблемы: «Не говорю вам: всякое винопитие есть грех. Но умоляю вас: воспитайте вашу волю совершенною трезвостию, чтобы никогда винопитие не вовлекло вас в грех опьянения. Вот смысл тех срочных обетов, которые я предлагаю вам, изведав их пользу на бесчисленных опытах. Предлагаю их вам только потому, что положительно знаю, какое неисчислимое добро исполнение подобных обетов принесло бы и лично вам, и вашим близким». Рачинский всю свою жизнь призывал священство соединиться с мирянами в благом деле утверждения трезвого образа жизни. Он настойчиво объяснял: «Авторитет и нравственная сила священника, для коего пьянство невозможно, тотчас удесятеряются. К нему всегда примыкает группа абсолютно трезвых людей, прочное ядро будущего общества трезвости».

Когда в современной России стали возрождаться традиции православных трезвенных объединений?

– Возрождение православных трезвенных традиций началось в конце XX века. Общества трезвости были организованы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Москве, Калиниграде и других городах России. Главной задачей обществ трезвости является духовно-нравственное просвещение народа, без которого невозможно его отрезвление. Именно отход от духовных традиций является главной причиной алкогольной катастрофы в России. Следовательно, и возрождение трезвенных традиций должно идти совместно с возрождением духовной жизни.

Что надо делать в первую очередь?

– Обобщая современный опыт работы обществ трезвости, можно выделить некоторые основные направления их деятельности. Во-первых, это совместная молитва, кроме того, индивидуальные консультации для страждущих и их родственников, беседы с родственниками, курсы для страждущих по избавлению от алкогольной зависимости, реадаптация окончивших курсы, возрождение традиции обета трезвости и другие важные мероприятия в этом ключе.

На первом месте Вы упомянули совместную молитву…

– Молитва является неотъемлемой частью нашей христианской жизни, посредством ее в душе устанавливается живая связь с Богом. Эта благодатная связь необходима человеку в борьбе со страстями и исправлении жизни. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15. 5), – сказал Сам Господь. Посредством молитвы человек делается способным противостоять злу и утверждаться в добре. «Молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его, в очищенный словесный храм она вводит Бога», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов).

В молитвенной практике Православной Церкви накоплен большой опыт исправления человеком своей жизни, изложенный в творениях святых отцов. Этот опыт, выражающийся в практике индивидуальной и совместной молитвы, широко используется в деятельности обществ трезвости. Сложилась традиция регулярно собираться на акафист (или канон во время поста) перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». На эту соборную молитву приходят как те, кто уже избавился от алкогольной или табачной зависимости, так и желающие с Божией помощью преодолеть свою пагубную страсть. Если присутствует священник, то служится общий или водосвятный молебен с акафистом. В некоторых обществах существует укоренившаяся в Церкви практика чтения Евангелия и Псалтыри.

В чем заключаются индивидуальные консультации для страждущих и их родственников?

– Консультации организуются с целью объяснения человеку, обращающемуся за помощью, что проблема зависимости имеет, в первую очередь, духовные корни, поэтому и решать ее необходимо соответствующими средствами. Консультации проводятся людьми, которые сами избавились от зависимости и дали обет трезвости. Они являются активными членами общества, имеют необходимый духовный и жизненный опыт, прошли специальное обучение и получили благословение духовника, окормляющего деятельность общества.

Во время консультации даются подробные ответы на волнующие вопросы, предлагаются конкретные пути решения проблемы, рассказывается, каких результатов достигли люди, обращавшиеся ранее за помощью. Кроме того, предоставляется возможность самим посетить ближайшие мероприятия общества и познакомиться с его жизнью. Зачастую после консультаций люди приходят на ближайшие занятия по избавлению от зависимости или беседы с родственниками страждущих, начинают посещать совместные молебны, принимать активное участие в деятельности общества «Трезвение».

Насколько важны беседы с родственниками страждущих?

– Необходимость организации специальных занятий с родственниками и близкими страждущих вызвана тем, что эти люди, видя, как на глазах у них разрушается и гибнет личность ближнего, не понимая причин такого поведения человека, часто совершают действия, которые не только не приводят к положительному решению проблемы, но, наоборот, ее усугубляют. Нередко именно их поведение является причиной очередного срыва или семейного конфликта. С целью вооружения родственника или ближнего страждущего человека необходимыми знаниями, объяснения истинных причин проблемы, совместного поиска реальных и конкретных путей помощи и организуются такие беседы. На них гораздо шире, чем на индивидуальной консультации, раскрываются духовные основы зависимостей, объясняется, что проблема не только личностная, но и семейная, и социальная. Поэтому бороться нужно не с человеком, а за человека. Необходимо совместно бороться с той страстью, от которой страдает и мучается его душа, с теми привычками, традициями и обрядами, которые влекут человека в погибель, с тем, от чего самостоятельно, только своими силами он избавиться не в состоянии.

Каковы основные принципы в этой, как вы сказали, борьбе за человека?

– Основной принцип, на котором строится вся помощь, определяется тем, что семья – это единое целое, живой организм, и подобно тому, как от телесной болезни страдает весь человек, так и от действия страсти страдает и мучается вся семья, а не только отдельный ее член. Поэтому проблему, которая возникает у кого-либо из членов семьи, можно решить только совместно, общими усилиями. Поиск виноватого не может принести положительного результата, а только усугубляет состояние страждущего, так как лишает его надежды на исправление жизни.

Главный вектор приложения усилий в помощи страждущему должен быть направлен на то, чтобы в нем самом пробудить стремление изменить свою жизнь. Для этого необходимо, в первую очередь, терпение, а также понимание того, что такое изменение не может произойти быстро. Кроме того, необходим наглядный пример той жизни, к которой человека призывают. Этим конкретным примером жизни в трезвости могут и должны стать его близкие. В ходе проводимых бесед объясняется, что оказание помощи страждущему мужу, жене или ребенку нужно начинать с самого себя, с изменения своей жизни.

В чем же человек должен измениться, чтобы помочь своему ближнему в борьбе со страстью?

– Из опыта общения со страждущими и их родственниками выявляется весьма характерная конфликтная ситуация. У родственников к страждущему имеется весьма значительное количество претензий относительно его поведения в семейной жизни, но и у страждущего к родственникам их ничуть не меньше. Неспособность самостоятельно найти выход из этого конфликта во взаимоотношениях приводит к вполне закономерным отрицательным последствиям. В итоге страждущий от неудовлетворения своих претензий теряет в душе мир и по привычке предается действию страсти; родственники, не видя изменений к лучшему, впадают в уныние и отчаяние.

Выход из этой, как может показаться, тупиковой ситуации возможен через возвращение к традиционному для нашей духовной культуры укладу семейной жизни. В ходе бесед родственникам страждущих объясняются основные принципы традиционного уклада семейной жизни, и предлагается практическая помощь в построении взаимоотношений в семье в соответствии с ними. На занятиях предлагаются конкретные формы поведения, принципы правильного общения со страждущим человеком, способы оказания ему необходимой помощи.

Нередко и самим родственникам необходима психологическая поддержка и помощь, так как многие из них, прилагая невероятные усилия, затрачивая огромные средства и не видя результатов, впадают в уныние, отчаиваются и прекращают борьбу за близкого человека. Общение на занятиях с членами общества, совместные молитвы, реальные примеры преодоления порока и исправления жизни воодушевляют их на терпеливую и усердную борьбу со страстью. Им самим предлагается принять обет трезвости, стать членами общества и активно включиться в его деятельность.

Вы также упомянули о курсах для страждущих по избавлению от алкогольной зависимости…

– Целью курса является передача человеку, принявшему твердое решение изменить свою жизнь, необходимой суммы теоретических знаний и опыта, достаточных для избавления от зависимости. Этот курс состоит из десяти трехчасовых занятий, проводимых в вечернее время, системы домашних занятий, тренингов и индивидуальной работы. Ведет его священник – руководитель общества трезвости с участием приглашенных специалистов. Результатом этой работы для людей, обращающихся за помощью с целью избавления от алкогольной зависимости, как правило, является то, что после третьего-четвертого занятия у них пропадает желание одурманивать себя алкоголем, появляется твердое намерение жить трезво. К десятому занятию у большинства слушателей появляется осознанная необходимость внутреннего преображения, формируется твердое намерение жить духовной жизнью в традициях Православной Церкви. Каждое занятие состоит из лекции, разбора домашних заданий, перерыва и индивидуальной работы с каждым слушателем. Начинается и заканчивается занятие молитвой.

Кстати, не могли бы через нас передать слова поддержки находящейся сейчас в центре «Вектор-Калининград» Надежде Е., по просьбе которой я, собственно говоря, и решил встретиться с Вами в Екатеринбурге?

– Конечно, с удовольствием. Надежда, мы тебя любим! Мы за тебя молимся! Верим, что ты сумеешь твердо стать на ноги, решить свои проблемы. Ждем, когда закончится твое обучение по программе, ты приедешь сюда, и мы вернемся к тем совместным проектам и делам, которые мы здесь, в Екатеринбурге, реализовывали. Желаю тебе во всем помощи Божией, чтобы все довела до конца и встала на путь христианской трезвой жизни. Спаси, Господи!

Беседовал Дмитрий ОСИПОВ

В основе материала – публикация
калининградской православной газеты «Спас»

 

 

 

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика