Настоящее милосердие

24.12.2014

000____1.jpg

Милосердие называют одной из важнейших христианских добродетелей, поскольку любовь к ближнему неразрывно связана с любовью к Богу. Церковь учит нас, что нужно помогать каждому человеку независимо от личных качеств нуждающегося. Но как это сделать в нашей реальной жизни, ведь сознание всегда услужливо подкинет мысль о том, что пожертвованную тобой купюру нищий, скорей всего, понесет не в хлебную лавку, а в винный ларек? Эти вопросы в эфире программы «Ради истины» (ТРК «Экспресс») задали митрополиту Пензенскому и Нижнеломовскому Серафиму.

 

Социальная реклама построена на штампах: детские глаза,  трогательные фигурки, слоганы «позвоните родителям», бездомные котята, – то, что вызывает умиление. Грязный бродяга в переходе такие чувства мало у кого может вызвать… Если не ломать себя и опираться только на личную симпатию, тогда просящим, наверное, не захочется помогать вообще.

– В том-то и сложность выполнения этой заповеди. Ведь Евангелие перед нами ставит очень высокий идеал. Христос говорит Своим ученикам: если у тебя попросили верхнюю одежду, то отдай и нижнюю рубаху. Сделай не столько, сколько тебя просят, а гораздо больше.

Как один из наиболее ярких примеров такого служения я привел бы жизнеописание дивного человека, Патриарха Александрийского, которого Церковь назвала Иоанном Милостивым, потому что он был необычайно милосердным человеком. Скончался он, будучи известным иерархом, но без копейки денег: его даже не на что было хоронить. С ним случилась такая история: когда со своим послушником святой Иоанн шел из храма, то имел обыкновение раздавать во время этого шествия деньги. Подходит к нему нищий человек, Иоанн дает ему определенную сумму, тот спустя несколько метров видоизменил себя, переодевшись или намазав лицо, и подходит вновь, снова просит. Патриарх вновь ему дает такую же сумму денег. Послушник заметил, что человек один и тот же. И тут в третий раз происходит то же самое. И послушник, конечно, вознегодовал за своего духовного учителя и подумал: неужели он не понимает, что это один и тот же человек?

Дома он спросил у святителя: «Отче, неужели ты не видел, что подавал одному и тому же человеку? Ведь он просто пользовался твоей добротой». На это Патриарх ответил ему: «Не задумывался ли ты над тем, что это, может быть, Сам Христос искушает меня?» Действительно, если видеть в каждом нуждающемся Христа, то тогда не будешь задумываться над тем, как он выглядит, для себя ли он просит или для того, чтобы выпить очередную дозу алкоголя.

И весь секрет этого жизненного примера раскрывается в Евангелии, когда Христос рассказывает притчу о Царствии Небесном. Он говорит, что одних ставят по правую сторону, других по левую, и тем, что стоят по правую руку, Господь скажет: вы видели Меня алчущим и напитали, одели, навестили Меня в темнице, в больнице, и за это вы наследуете Царствие Небесное. А людям с противоположной стороны Он говорит: вы, когда Я был наг, не предложили мне одежду, когда Я нуждался в чем-то, не помогли. И люди по обе стороны спросили: когда же мы видели Тебя нагим и не послужили Тебе? Тогда Спаситель ответил, что поскольку они сделали что-либо доброе единому от малых сих, то есть любому человеку, в ком заложен образ и подобие Божии, то, значит, вы сделали это и Самому Христу.

Так вот, если мы так будем оценивать свои поступки, то, безусловно, уже не будем иметь мыслей о том, кому и как пошла наша жертва.

Владыка, но ведь Иоанн Милостивый не знал об этом человеке, для чего ему нужны деньги. А к нам обращаются люди, которые, к примеру, живут рядом с Троицким монастырем на улице Кирова. Они рассказывают, что там побирушки просят деньги, потом сразу идут в магазин, покупают алкоголь и напиваются. Если точно известно, что человеку эти деньги пойдут не во благо, должен быть другой подход к милостыне. Или все равно – «я ему подал, ведь он ради Христа спросил, а куда пойдут деньги, это уже на его совести»?

– Я считаю, что если ты четко знаешь, что человек просит деньги для своего искушения, то давать их тоже будет неправильно. Но чтобы исполнить заповедь и человеку услужить, и не согрешить, можно проявить маленькую хитрость. Ведь подаяние не обязательно должно быть в деньгах. Если человек просит на пропитание, то подай ему кусок хлеба. Здесь исполнится и заповедь: ты поможешь человеку, но и не дашь ему возможности использовать твою милостыню во грех.

Не зря придумана пословица «Всем подать − самому на паперти стоять». Есть какой-то момент, когда человек может пройти мимо просящего, не терзаясь угрызениями совести?

– Если голодает твоя семья и у тебя нет возможности что-то подать нищему, то здесь выбор нужно делать соответствующий. С другой стороны, человек, который себя вручает в руки Божии, понимает: то, что с него просит сегодня вот этот бомж, что желает от него видеть какой-то, даже полупьяный, человек, – это добро, которое все равно к тебе возвращается, невзирая на то, от щедрот ты своих подал или от бедности.

Вспомним Евангельскую притчу о бедной вдовице, когда стояли ученики вместе со Своим Учителем, протягивали церковные кружки и смотрели, кто и сколько подал (нужно понимать и то, что для иудеев это было священным обрядом, размер подаяния был определенный – как в некоторых христианских общинах бывают десятины, когда процентов от своей зарплаты ты обязан отдать на общие нужды христиан, или как это было в начале христианского века). Так вот, когда все стояли, возник такой вопрос: наверное, кто больше положил, тот и правильно сделал? А Христос здесь очень мудро показал всем нам: единственная, кто принесла настоящую жертву, была вдовица с ее двумя лептами. Потому что все от своего богатства вынули деньги, которые не считали, и бросили в общую казну, а она отдала последнее, чувствуя свой долг пред Богом, желание угодить Ему.

Понятно, что сейчас мир немножко изменился. Попрошайки, которые стоят у монастырей и храмов, – зачастую профессиональные нищие, и мы должны понимать, что эти люди в подаянии не нуждаются: это уже их, можно сказать, работа; а в подаянии нуждается тот человек, который и боится, может быть, попросить. Поэтому для человека важно не просто прийти и «с барского плеча» по сто рублей дать всем, кто стоит и просит, а увидеть именно того человека, который действительно нуждается.

Получается, когда по сто рублей ты подаешь всем, то делаешь это ради себя, а не ради другого человека?

– Да, конечно, − чтобы тебе поклонились, поблагодарили, чтобы и на душе сразу всё зацвело. Но зацветет на самом-то деле всё только тогда, когда мы поможем истинно нуждающемуся. Когда мы увидим в человеке действительную потребность, и пусть даже дадим ему не какую-то сумму денег, но поддержим его словом. Это уже будет настоящее милосердие.

Беседовала ведущая передачи Анна Ширчкова

Материал основан на публикации сайта Пензенской епархии


Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика